Худшее — друг хорошего
Юрий Трутнев и Алексей Кудрин презентовали в Давосе российский кризис
На "российской сессии" Давосского экономического форума действующий вице-премьер Юрий Трутнев и бывший — Алексей Кудрин — обозначили два разных восприятия российского кризиса. Юрий Трутнев говорил о нынешней ситуации как о времени для реформ, зазывал потенциальных инвесторов упавшими вместе с рублем издержками и отмечал позитивный эффект от антироссийских санкций. Алексей Кудрин заявил, что пик проблем еще впереди, пообещал рост налогов и усомнился в возможности экономики РФ выйти из стагнации и в 2017 году.
Кризис приводит к необходимости структурных реформ, объявил участникам Всемирного экономического форума в Давосе возглавивший российскую делегацию вице-премьер РФ Юрий Трутнев. Он, напомним, является еще и полпредом президента на Дальнем Востоке — так что его командировка в Швейцарию, возможно, должна была продемонстрировать Западу последовательность российского разворота на восток.
Отметим, впрочем, что "первые лица" России на площадке Давоса меняются ежегодно: в 2015 году РФ представлял первый вице-премьер Игорь Шувалов, в 2014-м — вице-премьер Аркадий Дворкович. В этом году российскую делегацию должна была усилить председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, но в последний момент она отказалась от участия в форуме, объяснив это ситуацией на российском валютном рынке. Произошло это на следующий день после данной Владимиром Путиным шутливой по форме, но критической оценки полезности участия российских чиновников в Давосском форуме.
На сессии о перспективах российской экономики Юрий Трутнев был предельно позитивен. Главным содержанием реформ, по его словам, в правительстве РФ видят создание максимально конкурентных условий для бизнеса. В подтверждение этого он привел данные рейтинга Всемирного банка Doing Business, в котором Россия поднялась с 120-го места в 2011 году до 51-го в 2015-м. Санкции в отношении России, по его словам, привели лишь к тому, что уровень поддержки правительства и президента в России существенно вырос. Обесценение же рубля весьма выгодно иностранным инвесторам, поскольку снизит их издержки в случае, если они решат вложиться в Россию.
Не связанный креслом в правительстве глава Комитета гражданских инициатив экс-вице-премьер Алексей Кудрин был менее оптимистичен в оценках. "Пик кризиса еще впереди,— отметил он на "российской сессии".— Обвал цен на нефть создал новую реальность". Правительству РФ, по его мнению, неизбежно придется сокращать издержки и повышать налоги. "2017-й, наверное, будет годом нулевого или положительного роста. Но более глубоким вопросом является то, начнем ли мы реформы и выйдем ли мы из уровня низкого роста, то есть стагнации. Сможем ли мы разворачивать конкуренцию, обеспечивать защиту инвестиций",— отметил Алексей Кудрин.
Российская панель не могла обойтись без обсуждения темы санкций. Как предположил господин Кудрин, Запад может ослабить их в конце 2016 года — начале 2017 года, и Россия "после неких переговоров или нового диалога" сможет вернуться во все мировые форматы, в том числе в "большую восьмерку". "Россия никогда не отказывалась от развития рыночной экономики, демократии, интеграции в мировую экономику",— заверил он участников и наблюдателей форума. Председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер сообщил, что немецкие компании поддерживают снятие санкций с России "сегодня, а не через год". Юрий Трутнев позже заявил журналистам, что такие настроения разделяет большинство иностранных инвесторов. "Они ожидают, что санкции в отношении России будут прекращены",— сказал вице-премьер.
Глава Сбербанка Герман Греф, назвавший на недавнем Гайдаровском форуме Россию страной-дауншифтером, в Давосе от ярких публичных заявлений воздержался. Тем не менее, отвечая ему, руководитель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев сказал: "Мы уж точно не дауншифтеры. Мы страна, которая развивается так, как это, к сожалению, происходит с теми странами, которые опираются на энергоресурсы и их экспорт". По смыслу это высказывание главы ВЭБа, заметим, от утверждения господина Грефа отличается не так уж сильно.