Вы когда экономического роста ждете?

Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил на Азиатском финансовом форуме в Гонконге, что российское правительство, несмотря на кризисные явления, рассчитывает на экономический рост в стране в 2016 году.

Рисунок: Константин Куксо, Коммерсантъ

Если в этом году будут приняты реальные меры, то роста можно будет ожидать в ближайшие два-три года. Это время нужно для того, чтобы бизнес поверил в перемены, чтобы предприниматели начали более активно вкладывать свои капиталы. Но сейчас помимо факторов, которые связаны с мировым экономическим кризисом, у нас свои неблагоприятные экономические факторы. Например, разногласия между бизнесом и так называемыми силовиками — правоохранительными органами и судами. В таких условиях бизнес не будет поднимать экономику, и никакие постановления и указы здесь не помогут. Нужны реальные изменения, может быть, в том числе и кадровые. Необходимо вызвать доверие народа и бизнеса к власти, без этого экономического роста не будет.

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики, бывший министр экономики России


На экономический рост можно рассчитывать не раньше конца 2016-го — начала 2017 года. Это связано, во-первых, с нефтяными ценами, а во-вторых, с необходимостью существенно перестроить и реструктурировать экономику. Для этого, по моему мнению, потребуется как минимум год. Кроме того, в течение года могут потребоваться дополнительные вливания, связанные с необходимостью отвечать на непредвиденные вызовы, связанные с ухудшением экономического положения граждан в условиях кризиса.

Валерий Васильев, заместитель председателя комитета Совета федерации по экономической политике


Ждем в этом году, и не просто ждем, а работаем в обычном режиме. Есть стратегия развития компании, и мы ее выполняем. Девальвация рубля только играет на руку российским товаропроизводителям, и во второй половине года точно будет рост импортозамещения и инвестиций в Россию.

Виктор Линник, президент агропромышленного холдинга "Мираторг"


После того как произойдет Великая октябрьская революция в 2017 году. Если же ее не произойдет, хотя бы в экономике, никакого роста не будет.

Игорь Юргенс, член правления РСПП


Хотелось бы разделить оптимизм Дворковича и увидеть рост экономики уже в 2016 году. Только для этого власти нужно многое сделать. Обеспечить малому и среднему бизнесу доступ к финансовым ресурсам, к участию в тендерах по закупкам, например. Но есть и доля пессимизма — слишком уж большой объем работы предстоит.

Виктор Ермаков, общественный уполномоченный при президенте РФ по защите малого и среднего предпринимательства


Завтра — очень-очень жду. И планы у меня есть на этот рост. А чем больше он будет, тем и планов у меня будет больше. Сомнений в том, что экономический рост придет в этом году, у меня нет.

Михаил Шац, телеведущий, актер


А я его не жду вовсе. Дворкович не первый член нашего правительства, который ждет экономического роста. Летом его ждал Улюкаев, недавно — Силуанов... Я же считаю, что нас ждет длительное болтание вокруг нуля. Если никаких кардинальных изменений в политике правительства не произойдет, то это болтание продлится года два-три. В лучшем случае.

Андрей Нечаев, председатель партии "Гражданская инициатива", экс-министр экономики РФ


Тогда, когда власть прислушается к финансово-экономическому блоку и начнет проводить реформы, а не ждать, когда вырастет цена на нефть. Все больше представителей этого блока начинают говорить о срочной необходимости принятия серьезных структурных изменений в экономике,— и это хороший симптом. Герман Греф недавно определенно сказал на этот счет, хотя и не всем его слова понравились.

Анатолий Гавриленко, президент Российского биржевого союза.


Может, лет через 15-20, когда в нашей стране поменяется все и вся. Когда в 2008 году тряхануло, цены на нефть упали, рубль скатился, но перед этим не одну сотню миллиардов из Резервного фонда потратили, чтобы этот рубль удержать. Не помогло, всем стало очевидно, что нельзя ставить страну в зависимость от экспорта одного товара, надо дать большую свободу мелким и средним предпринимателям, которые двигают эту экономику вверх. Но нет, мы проводим Олимпиады, чемпионаты, строим стадионы, дороги, которыми потом никто не пользуется — дорого. Увы, опять уповают на нефть, а теперь, когда цена на нее рухнула, уже думают, что могут выгодно продавать воду и лес. Абсолютная беспечность...

Павел Санаев, писатель


Я оптимист и очень надеюсь, что он начнется в этом году. А если не будет роста, то к нам в театр дети не придут на представления. Мне кажется, у нас есть все возможности для роста,— если только перестанут воровать, он и начнется. Надо внимательнее смотреть, куда деньги уходят. Как говорится, доверяй, но проверяй.

Юрий Куклачев, руководитель Театра кошек

ВОПРОС НЕДЕЛИ / ДЕВЯТЬ ЛЕТ НАЗАД*


Вы научились демократии?

27 января 1987 года на пленуме ЦК КПСС по кадровой политике Михаил Горбачев призвал учиться демократии.

Я всегда был свободным человеком, поэтому ей и не учился. Демократия не является инструментом свободы, это концепция манипулирования обществом.

Геннадий Алференко, член совета директоров Standard Bank (Англия)


Я так старался, что считаю себя дитем перестройки. Вся страна уже отучилась, а я все не могу.

Владимир Рыжков, независимый депутат Госдумы


Мое поколение вряд ли может считаться хорошистами по этому предмету.

Олег Сысуев, первый зампред совета директоров Альфа-банка


Скорее разучился. В конце 1980-х ситуация с демократией была гораздо лучше. Сейчас у нас настолько извратили это понятие, что даже само слово несет негативный оттенок.

Виктор Ерофеев, писатель


Я демократ с рождения. А стране надо не только учиться, но и переучиваться, ведь она 20 лет вроде бы училась демократии, но до нее пока не доросла.

Генри Резник, адвокат, член Общественной палаты


Нет. Демократия — это власть большинства народа. А большинство у нас — русские, поэтому настоящая демократия еще впереди.

Дмитрий Рогозин, депутат Госдумы

*Должности указаны на момент опроса.
Вся лента