Строгая чувственность

Визитная карточка

Таира Салахова называют одним из творцов оттепели в искусстве, основоположником "сурового стиля": когда в центре картины по-прежнему люди труда, но сам труд выглядит не праздничным, а будничным и тяжелым

Таир Салахов родился в 1928 году и вырос в Азербайджане. Его биография типична для людей его поколения: отца в 1938-м расстреляли, их, пятерых детей, воспитала мать. 20 лет они жили в изоляции: люди боялись приближаться к их дому. Наверное, это сказалось на характере: откуда еще его чувствительность к чужим проблемам и желание помогать.

Как сын врага народа Таир Салахов не смог поступить в академию в Ленинграде, но попал в Суриковский институт, который окончил в преддверии оттепели. Собственно, его называют одним из творцов этой самой оттепели в искусстве, основоположником "сурового стиля". Это когда в центре картины по-прежнему люди труда, но сам труд выглядит не праздничным, а будничным и тяжелым.

Самые известные картины — "С вахты" (1957), "Утренний эшелон" (1958), "Ремонтники" (1960), "Портрет композитора Кара- Караева" (1960), "У Каспия" (1967), "Женщины Апшерона" (1967), "Айдан" (1967) — он написал в первое десятилетие после XX съезда, очевидно, на волне всеобщего энтузиазма и социального оптимизма по поводу морального очищения общества.

Таир Салахов придумал нового лирического героя, человека невиданной доселе профессии — нефтяника! Жгучие смуглые брюнеты с пышными усами, с невозмутимыми лицами, в каких-то бесформенных робах, они сидят, скрестив на груди руки, широко расставив ноги ("Ремонтники"), или лежат в таком ракурсе, что нельзя не заметить их могучие чресла ("У Каспия"). Такая вот сдержанная, хотя вполне читаемая чувственность. Такие вот загадочные южные мужчины, хозяева жизни. "This is a man's world",— как поет Джеймс Браун.

В советском искусстве секса не было. А была взамен физкультура и баня, у Дейнеки или Пименова. Таир Салахов эротичное настроение мог передать, даже особо героев не обнажая, прежде всего через их одиночество и индивидуализм. Вот уж кто не рифмовался ни с каким колхозом и парадом.

Но, легко изобретя эдаких советских Хемингуэев (море-пляж-чайки-мужчина-одиночество), Салахов довольно быстро от выигрышного типажа отошел. И начал рисовать интеллектуалов. Самый в этом ряду примечательный — портрет Кара-Караева. Горизонтальные линии длятся, как музыка, напряженная дуга спины, взгляд внутрь себя — все создает образ мыслителя. А белый под горло свитер и синие как бы джинсы добавляют портрету западный подтекст.

Вся лента