Переключение скорости

Автомобильный рынок Петербурга (как и всей страны) в 2015 году переживал небывалую ломку. Свернув еще в 2014 году с оживленной магистрали стабильного спроса, производители и автодилеры должны привыкать к новому скоростному режиму.

Несмотря на общее падение объемов производства, на фоне конкурентов в других городах России автопредприятия Петербурга выглядели устойчиво

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Отдельные игроки не выдержали давления падающего спроса и вынуждены были уйти с рынка. Закрылся автозавод GM. Почти все его конкуренты (кроме завода Hyundai) из-за снижения спроса сократили персонал. Ряд собственников дилерского бизнеса спешат продать его, пока это еще возможно.

Знаковым для всего года событием стало закрытие в Шушарах автозавода General Motors. Востребованность автомобилей американского производителя (Chevrolet, Opel и Cadillac) в России начала снижаться еще в 2014 году, когда спад автомобильного рынка только начинался. За 2014 год падение спроса на марку Chevrolet в России составило 29%. Результаты Opel сложно признать успешными даже с учетом более мягкого падения — 20% за 2014 год.

Руководство автомобильного завода предпринимало попытки адаптироваться к новым реалиям, объявив в сентябре 2014 года о сокращении производства. В жертву снижению убытков была отправлена четверть сотрудников предприятия — с 6 октября начались сокращения, затронувшие около 500 человек. Две рабочие смены сократили до одной. Но меры не помогли: первые два месяца 2015 года выдались вовсе провальными — падение Chevrolet составило 71% (всего 6305 проданных автомобилей по сравнению с 21,868 тыс. в январе-феврале 2014 года), падение Opel — 82% (1985 авто по сравнению с 10,891 тыс. за два месяца 2014 года).

В результате в GM приняли решение реструктурировать бизнес в России, сделав ставку на продажи моделей премиум-сегмента и законсервировав производство в Петербурге. В конце марта в концерне объявили о закрытии завода и прекращении поставок моделей среднего сегмента из зарубежья. К середине лета без работы осталось еще около 1000 человек. На предприятии сохранили только персонал, поддерживающий его в рабочем состоянии. Стоит отметить, что концерн не торопится продавать производственный комплекс.

Последователи

Пример сокращения "лишних" сотрудников оказался заразителен: относительно успешный сосед GM — завод Toyota в Шушарах — с 1 июня прекратил действие временных контрактов с 250 сотрудниками. На тот момент на предприятии числилось 1850 штатных работников, включая 300 "временных". В компании не раскрыли данные о снижении объемов производства после сокращений, однако известно, что завод работает в две смены, как и прежде. Несмотря на принятые меры, в 2016 году производитель обещает создать 800 новых рабочих мест специально под сборку кроссовера RAV4.

Под эту модель завод Toyota во второй половине года провел модернизацию, увеличив производственную мощность вдвое — с 50 до 100 тыс. моделей в год. Сегодня предприятие загружено на 75%: в 2015 году произведено 33 тыс. автомобилей Toyota Camry. Пока это единственная модель, выпускаемая предприятием.

Под конец года от соблазна урезать персонал не удержался и Nissan. В начале ноября предприятие объявило о сокращении 500 рабочих мест, которое планируется провести к апрелю. На момент принятия решения на заводе в Каменке трудились 2176 человек. К весне Nissan перейдет с двух рабочих смен на одну. Также предприятие заменит в выпускаемой линейке Nissan Teana на Nissan Qashqai. В 2015 году Nissan произвел 31,607 тыс. автомобилей, что больше предыдущего года на 6,3%.

Что касается автозавода Ford, то он борется с падением рынка простоями. Так, зимние каникулы, обычно продолжающиеся в течение новогодних праздников, предприятие начало в середине ноября. С конца октября на заводе действует программа добровольного увольнения сотрудников с единовременной выплатой пяти окладов.

В обход Европы

Несмотря на общее падение объемов производства, на фоне конкурентов в других городах России предприятия Петербурга выглядели устойчиво. Доля автомобилей, выпущенных в Северной столице, выросла с 21,3% по итогам 11 месяцев 2014 года до 23,1% за 11 месяцев 2015 года. Это стало возможным благодаря выросшей популярности корейских автомобилей. В кризис бюджетные Hyundai Solaris и Kia Rio (обе производятся на автозаводе Hyundai в Каменке) активно "отгрызают" долю рынка у более дорогих моделей конкурирующих брендов. Благодаря чему Hyundai производит почти три четверти автомобилей в Петербурге. По итогам 2015 года, с конвейера завода сошло 229,5 тыс. автомобилей.

Предприятию с корейскими корнями принадлежит и главное достижение автопрома в 2015 году. В августе Hyundai стал первым автозаводом, отправившим продукцию за пределы России и ближнего зарубежья. Различные заводы одного и того же концерна, как правило, мешают друг другу. Так, предприятия, построенные в России, ориентируются на рынок РФ и стран СНГ. Тем неожиданнее стало решение руководства концерна поставлять произведенные в Петербурге автомобили в Египет и Ливан. Гораздо ближе к этим странам находятся заводы Hyundai в Турции и Чехии. Машины для Ближнего Востока перевозятся по морю через Большой порт Санкт-Петербурга. Суда огибают европейский континент и выгружают груз на восточном побережье Средиземного моря.

Причина везти продукцию таким длинным маршрутом, видимо, лежит в желании компенсировать падение продаж в России и странах СНГ — руководство концерна, должно быть, не хочет пойти по пути конкурентов и старается сохранить объемы производства и рабочие места, оправдывая инвестиции в строительство завода и его модернизацию.

В 2015 году предприятие получило валютный кредит на модернизацию от "консорциума иностранных банков" в размере $100 млн. Перевооружение проводится под выпуск новой модели Creta и обновление Solaris. И то, и другое запланировано на вторую половину 2016 года. Модернизация продлится до конца года.

В августе в "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" планировали поставить в Египет и Ливан более 4 тыс. автомобилей, но по итогам года была достигнута лишь отметка в 2,5 тыс. авто.

Впрочем, абсолютно безоблачной ситуацию на заводе назвать нельзя. В настоящее время "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" ведет переговоры с Минпромторгом о заключении специнвестконтракта (СПИК), который может прийти на смену соглашениям о промсборке. Согласно действующим сегодня соглашениям, автозаводы иностранных концернов получают таможенные преференции при достижении определенного уровня локализации. Действие большинства соглашений распространяется до 2020 года.

На сегодня в Минпромторге не определились, какие льготы смогут получить предприятия, подписавшие СПИК. Автопроизводитель надеется, что в их число войдут и таможенные льготы. При этом пока не ясно, каким образом новый инструмент поддержки сможет обойти правила ВТО.

От продажи автомобилей к продаже бизнеса

Год выдался богатым на события в производственной сфере, но все они были обусловлены затянувшимся снижением спроса. Согласно данным аналитического агентства "Auto-Dealer-СПб", за 11 месяцев 2015 года падение рынка составило 34% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Укрепить свои позиции на падающем рынке из двадцати наиболее востребованных в городе брендов смог лишь Hyundai, занимающий третью строчку рейтинга.

Общее падение не могло не сказаться на результатах компаний, работающих с покупателем напрямую, — в минувшем году не обошлось без банкротств. В январе 2015 года стало известно о проблемах ГК "Лаура". Сегодня дилерский центр "Лаура-Купчино" проходит процедуру банкротства, как и "Автоцентр-Север". С кредиторами судятся компании группы — ООО "Автопрофи" и ООО "Лаура-Авто". Весной в информационное поле попал конфликт между компанией "Балтавтотрейд" и клиентами, не получившими купленные автомобили. В итоге дилер вынужден был уйти с рынка. Группа компаний "Радуга" подала иск о собственном банкротстве в конце лета.

Счастливчиком стоит признать бизнесмена Евгения Войтенкова, который незадолго до новогодних праздников окончательно вышел из дилерского бизнеса. Его автосалоны Mercedes и Porsche на Пулковском шоссе теперь принадлежат московской ГК "Автодом". Сумма сделки не раскрывается, участники рынка оценивают ее в диапазоне от 1,5 до 3,5 млрд рублей. Еще один свой актив — автосалон "Олимп" (Mercedes) на Исполкомской господин Войтенков продал весной. Предприниматель вложил свой капитал в строительство апартаментов. Сделки с бывшими автоцентрами Евгения Войтенкова стали крупнейшими в ушедшем году, так как другие дилеры, продающие автосалоны, не смогли договориться о продаже своих активов.

Аналитическое агентство "Auto-Dealer-СПб" дает два варианта развития событий. При позитивном раскладе продажи останутся на уровне прошлого года. В худшем случае реализация упадет еще на 10-15%. "Таким образом, в городе может быть реализовано от 105 до 125 тыс. автомобилей", — полагает генеральный директор агентства Михаил Чаплыгин.

По его оценке, сегодня 90% автодилеров готовы продать свой бизнес, притом, что найти покупателей в нынешних условиях непросто. "Холдинги будут предлагать потребителю более узкую линейку моделей автомобилей. Таким образом, будут сокращаться не столько марки, которые присутствуют на рынке, сколько отдельные модели машин. Например, этот процесс уже заметен у концернов, не имеющих производственные площадки в России, в частности, у Honda", — отмечает господин Чаплыгин.

Аналитик добавил, что в наступившем году не стоит ждать повторения ситуации с GM — флагманские модели каждого из трех заводов имеют стабильный спрос и способны обеспечить загрузку заводов минимум на 40%. В случае с Hyundai показатель может достигать и 95%.

Герман Костринский

Вся лента