Сергею Меняйло не дают разобраться с митингами
Парламент Севастополя готовится отклонить во второй раз законопроект о массовых акциях
Юридическое управление заксобрания Севастополя раскритиковало обновленный вариант законопроекта правительства о митингах, обнаружив в нем несоответствие федеральному закону и "коррупциогенный фактор". В августе 2015 года губернатор Сергей Меняйло уже вносил похожий проект в парламент, но после критики депутатов и отрицательного отзыва, поступившего из главного правового управления президента РФ, отозвал его. Как заявил "Ъ" глава комиссии заксобрания по законодательству Виктор Посметный, новый вариант депутаты также "отклонят".
На первом в этом году заседании 26 января парламент Севастополя рассмотрит уже второй законопроект правительства о собраниях и митингах. Первый проект Сергей Меняйло внес в августе 2015 года, однако депутатов не устроило, что для митингов губернатор предлагал отвести четыре места, три из которых находились не в центре города, при этом среди них не было площади Нахимова (см. "Ъ" от 26 августа 2015 года). На этой площади 23 февраля 2014 года прошел 30-тысячный митинг, на котором граждане потребовали присоединения к РФ и избрали "народным мэром" нынешнего спикера Алексея Чалого. Как сказал "Ъ" Виктор Посметный, на проект поступило отрицательное заключение государственно-правового управления президента РФ, и правительство в итоге его отозвало.
К новому варианту проекта у юристов аппарата заксобрания есть юридические замечания, усмотрели в нем и "коррупциогенный фактор". Как говорится в отзыве, определенный проектом перечень документов, который необходим при подаче уведомления о митинге, не соответствует ст. 31 Конституции РФ и федеральному закону "О митингах...". Требование о предоставлении паспорта организатором митинга "еще может считаться не противоречащим федеральному законодательству", подчеркивают юристы, но называют неприемлемыми требования о предъявлении прочих документов (свидетельство о регистрации юрлица, если им является организатор; о наличии гражданства РФ; документ, подтверждающий право представлять организатора мероприятия). Юристы ссылаются на определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ по заявлению прокурора Башкирии о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений республиканского закона "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия".
"Ссылка на башкирский случай некорректна и притянута за уши",— заявил "Ъ" депутат заксобрания Борис Колесников. По его словам, объем документов в Башкирии при подаче уведомлений о митинге значительно больше. Депутат не согласен и с замечанием относительно пункта, в котором перечислены сведения, которые необходимо указать в уведомлении (ФИО организатора, сведения о его месте жительства или пребывания, телефон). Юристы отметили, что предложенные в данной норме сведения "чрезмерны" и "не предусмотрены федеральным законодательством". Однако в федеральном законе норма прописана так же.
Новая редакция проекта вновь не позволяет проводить массовые акции на площади Нахимова. В ст. 5 говорится, что проведение митингов запрещено в местах, "прилегающих к зданиям, занимаемым госорганами и органами местного самоуправления". На площади Нахимова находятся здание крымского полпредства, заксобрания и правительство. Юристы заксобрания считают, что положение о "прилегающих" территориях является "недостаточно определенным по содержанию и может вызвать неоднозначное понимание при его реализации". Они также усмотрели "коррупциогенный фактор" в формулировке проекта о том, что требования к местам проведения митингов будут определяться регламентом, который будет утверждать правительство Севастополя.
По словам Виктора Посметного, комиссия по законодательству решила не поддерживать законопроект. "Как можно после такого заключения юридического управления поддержать? — сказал он "Ъ".— Он так построен, что его нужно только переписывать". В правительстве Севастополя вчера не смогли ответить на вопрос "Ъ", готовы ли переписывать проект в третий раз.