«Общие итоги "дела Гурлитта" оказались шокирующими»
Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказал о самом громком событии последних лет, связанном с возвращением ценностей, утерянных во время Второй мировой войны.
В январе 2016-го судебные власти обещают поставить точку в «деле Гурлитта» — одном из крупнейших мировых разбирательств, связанных с проблемами реституции художественных ценностей. Сайт artchive.ru вспоминает детали дела.
В ноябре 2013 года обнародовали арт-клад: в мюнхенской квартире скрывающегося затворника Корнелиуса Гурлитта было случайно обнаружено около 1,5 тыс. работ знаменитых художников, считавшихся утраченными при бомбежке Дрездена в 1945 году. Об уничтожении картин некогда заявил отец Корнелиуса, арт-дилер Хильдебранд Гурлитт, при нацистах собравший шедевры не всегда, как принято было считать, «чистым» способом. Он за бесценок скупал печальный конфискат так называемого дегенеративного искусства с выставок, а также картины, изъятые у владельцев — жертв Холокоста. Одновременно он участвовал в закупках картин для личного музея фюрера, и в его личной коллекции также появлялись работы старых мастеров, истинные шедевры. «Отец спасал все эти картины», — считал его сын Корнелиус.
Два года назад речь шла о 500 произведениях, подлежащих реституции, то есть возвращению потомкам бывших владельцев. Если сейчас говорить об общих итогах дела — на его расследование ушло два года и €1,7 млн — они оказались шокирующими: всего пять работ из коллекции Гурлитта признанны «незаконно изъятыми» — конфискованы или куплены по символическим ценам.
Незадолго до смерти в конце 2014-го Гурлитт завещал все собрание Музею изобразительных искусств Берна. Музей решил принять в дар коллекцию, где имеются и Доре, и Дега, и Пикассо, и Отто Дикс, и Шагал, однако кузина Гурлитта Ута Вернер затеяла заочную психиатрическую экспертизу, которая якобы вынесла вердикт о слабоумии Гурлитта и о его неспособности принимать объективные решения и распоряжаться имуществом. Совсем недавно, в декабре 2015 года, после исследования последних писем и документов ныне покойного затворника-коллекционера был обнародован судебный отчет, где Корнелиус Гурлитт был признан «нормальным» на момент составления завещания. Так что дар Гурлитта — 1280 картин, рисунков и эскизов — все же отправится в Берн. Ждем также мировую выставку обнаруженных шедевров.