Дальний Восток начнут резать с магистралей
Остальные направления финансирования чиновники обещают защищать от секвестра
Курирующий развитие Дальнего Востока вице-премьер Юрий Трутнев готов отстаивать финансирование макрорегиона от сокращения в рамках предстоящего секвестра бюджета, а в Минвостокразвития даже надеются на увеличение ассигнований. Минфин за прошлый год как минимум дважды пытался урезать дальневосточное финансирование, но смог лишь сократить его предельные объемы. Однако сжатие на треть, по данным „Ъ“, уже в этом году грозит модернизации БАМа и Транссиба.
Господдержка развития Дальнего Востока в ходе оптимизации бюджета-2016 урезана не будет, заявил в пятницу в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе вице-премьер Юрий Трутнев. «Никакие инвестпроекты ни под какой нож мы отдавать не собираемся. Это жесткая позиция президента»,— процитировало чиновника ТАСС. Ранее средства на дальневосточную госпрограмму, напомнил господин Трутнев, уже предлагали сократить, но после вмешательства Владимира Путина объем поддержки оставался прежним. «Сократив один бюджетный рубль, мы из экономики 12 рублей (частных инвестиций.— „Ъ“) выбросим. Ну и кому это надо?» — сказал вице-премьер.
Только в прошлом году Минфин предлагал сократить финансирование Дальнего Востока и Байкальского региона как минимум дважды. В марте 2015-го ведомство внесло в Госдуму проект поправок в бюджет на текущий год, где предусматривалось урезание ассигнований с 73,3 млрд руб., закрепленных в госпрограмме, до 54,7 млрд руб. А в мае Минфин предложил внести корректировки в распределение средств по госпрограммам уже на 2016 год. Согласно проекту, ассигнования на Дальний Восток предлагалось довести и вовсе до 18,2 млрд руб.
В то же время, Минвостокразвития в январе, напомним, разместило на портале regulation.gov.ru проект скорректированной госпрограммы, по которому предлагается закрепить по 17,5 млрд руб. ежегодных затрат только на институты опережающего развития — ТОР, свободный порт Владивосток и инвестпроекты, а в горизонте до 2025 года тратить на инфраструктуру по 45-50 млрд руб. в год. В этом году финансирование предлагается сохранить на уровне 46,6 млрд руб., а далее исходить из статус-кво бюджета-2016. Сейчас он предполагает около 15,5 млрд руб. затрат на дальневосточные дороги, 10 млрд руб. — на аэропорты, 3 млрд руб. — на порты, 1 млрд руб. — на энергетику. Общественное обсуждение и экспертиза обновленного варианта госпрограммы завершаются сегодня.
Заместитель министра по развитию Дальнего Востока Артур Ниязметов уточнил „Ъ“, что вместе с дальневосточной госпрограммой по поручению президента корректируется и программа развития транспортной системы. В нее должны быть переданы мероприятия по развитию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей (Восточный полигон), с 2015 года и так фактически финансируемые через Минтранс. Таким образом, подчеркивает господин Ниязметов, снижение объемов по дальневосточной госпрограмме «фактически не приводит к сокращению направляемых на Дальний Восток средств федерального бюджета». «Соответствующие корректировки обеих госпрограмм должны быть утверждены правительством в первом квартале»,— отметил заместитель министра.
В 2015 году в рамках госпрограммы развития Дальнего Востока все министерства и ведомства освоили 25,6 млрд руб. бюджетных средств. По данным „Ъ“, в июле прошлого года Минфин установил предельные объемы финансирования по дальневосточной госпрограмме в размере 58,5 млрд руб. на 2016 год, 43,1 млрд руб. — на 2017-й и 35,7 млрд руб. — на 2018-й. В случае с текущим годом предельные объемы больше, чем запрашиваемые Минвостокразвития. Но в 2017-2018 годах — меньше требуемых: по версии Минвостокразвития, в следующем году Дальнему Востоку потребуется 50,95 млрд руб., в 2018-м — 47,36 млрд руб.
По варианту госпрограммы, действующему с апреля 2014 года, государство планировало потратить на Дальний Восток 346,1 млрд руб. за семь лет. В новой редакции горизонт планирования передвинут до 2025 года, а общий объем ассигнований увеличен до 508,2 млрд руб. «Также изменены целевые индикаторы и показатели по численности постоянного населения Дальнего Востока и Байкальского региона: ожидается рост численности населения к 2025 году до 11,2 млн человек. План увеличен с учетом прогнозов по созданию в регионе новых рабочих мест, в частности, на ТОР, в зоне свободных портов, на новых предприятиях, которые будут строиться инвесторами»,— отметил замминистра Артур Ниязметов.
В то же время, как стало известно „Ъ“, инвестиции в модернизацию Транссиба и БАМа в границах Дальневосточной железной дороги (ДВЖД) на текущий год могут быть сокращены более чем на треть от первоначально ожидаемого объема. По словам источника в отрасли, 28 декабря 2015 года на совещании под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича принято решение о продлении программы развития Восточного полигона с 2018 до 2020 года. ДВЖД получит в этом году, как ожидается, около 50 млрд руб. вместо запланированных ранее 90 млрд руб. и будет вынуждена скорректировать инвестпрограмму.
«Приоритетными остаются направления, ведущие к морским портам. Фактически средства, которые планировалось вложить к началу 2018 года, „размазывают“ еще на два года»,— поясняет источник в отрасли. Программа модернизации БАМа и Транссиба, напомним, стартовала с 2013 года, а часть дороги между Комсомольском-на-Амуре и Совгаванью реконструируется с 2008 года. Мероприятия финансир уются РЖД (около 55% вложений), федеральным бюджетом и из средств ФНБ. В границах ДВЖД на это уже потрачено 168,8 млрд руб., в том числе 30,9 млрд руб. за прошлый год.