«Отчеты должны держаться на документальной базе, а не честном слове»
Sukhoi Superjet 100 может остаться без экспортных сертификатов
Россия лишилась возможности продавать Sukhoi Superjet 100 за рубеж. Самолеты остались без экспортных сертификатов. Как сообщает газета «Коммерсантъ», причина в перераспределении полномочий Межгосударственного авиационного комитета. Теперь их делят Росавиация, Минтранс и Минпромторг. Ранее Sukhoi Superjet получал сертификаты от авиационных властей Италии на основании соглашения с МАК. Благодаря этим разрешениям самолет можно было поставлять в Евросоюз. Однако после того, как МАК лишился части функций, итальянские власти отказываются выдавать документы и требуют перезаключения соглашений. Об этом сообщила корреспондент газеты «Коммерсантъ» Елизавета Кузнецова.
«До сих пор соответствие российской оценки системы качества самолета требованиям Евросоюза как раз определялось на основе двустороннего соглашения в области летной годности от 2010 года, которое, собственно, и было подписано между Межгосударственным авиационным комитетом и итальянской стороной. Дело в том, что стратегическим партнером "Гражданских самолетов Сухого" является как раз итальянская авиакомпания Alenia. Сейчас между российской авиакомпанией и Alenia Aermacchi существует соответственное предприятие, которое и занимается продажей и поставками Superjet на зарубежные рынки. Поэтому возник вопрос именно у итальянской стороны», — подчеркнула Кузнецова.
Как отмечает «Коммерсантъ», без итальянских экспортных сертификатов под угрозой оказываются поставки Superjet 100 не только в ЕС, но и в Мексику — страна заказала 30 самолетов. В целом у МАКа было более 60 соглашений с разными странами. Скорее всего, их все придется перезаключать, отметил главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий.
«У МАКа имеется примерно 65 соглашений с авиационными властями других государств о взаимном признании. В свое время была проведена соответствующая работа, авиационные власти других стран удостоверились, по каким процедурам работает МАК, и они подписали соответствующие документы о том, что они друг друга признают и доверяют друг другу. Перераспределение функций внутри России — можно было бы считать, что это формальность, неформальность, так или иначе это ставит под вопрос международную легитимность их документов, которые существуют. Отчеты должны держаться на документальной базе, а не честном слове», — пояснил «Коммерсантъ FM» Синицкий.
Как отмечают эксперты, основным рынком сбыта Superjet 100 по-прежнему остается Россия. Согласно бизнес-плану, за 20 лет — с 2011 по 2031-й — «Гражданские самолеты Сухого» должны продать около 600 самолетов. Основные направления экспорта — Ближний Восток, Китай, Африка, СНГ, Европа и Латинская Америка. На самом деле Росавиация уже озаботилась вопросом международной сертификации российских самолетов. Об этом сообщил глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
«Проблемы, связанные с передачей полномочий от МАК к Минтрансу и Росавиации, возникли буквально сразу, однако уже в прошлом году Росавиация стала выдавать экспортные сертификаты. Более того, еще в прошлом году Росавиация приступила к переговорам с авиационными властями других стран, чтобы либо перезаключить соглашение, либо придумать какой-то другой механизм взаимного признания компетенции и полномочий авиационных властей двух стран в части сертификации. Вопрос будет разрешен в ближайшие месяцы», — уверен Пантелеев.
В прошлом году производителю Superjet 100 пришлось корректировать бизнес-план ради получения господдержки. До этого момента "Гражданские самолеты Сухого" планировали к 2031 году продать 830 самолетов.