Дальний Восток начнут резать с БАМа

Остальные направления финансирования чиновники обещают защищать от секвестра

Курирующий развитие Дальнего Востока вице-премьер Юрий Трутнев готов отстаивать финансирование макрорегиона от сокращения в рамках предстоящего секвестра бюджета, а в Минвостокразвития даже надеются на увеличение ассигнований. Минфин за прошлый год как минимум дважды пытался урезать дальневосточное финансирование, но смог лишь сократить его предельные объемы. Однако сжатие на треть, по данным „Ъ“, уже грозит модернизации БАМа и Транссиба.

Господдержка развития Дальнего Востока в ходе оптимизации бюджета-2016 урезана не будет, заявил в пятницу в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе вице-премьер Юрий Трутнев. «Никакие инвестпроекты ни под какой нож мы отдавать не собираемся. Это жесткая позиция президента»,— процитировало чиновника ТАСС. Ранее средства на дальневосточную госпрограмму, напомнил господин Трутнев, уже предлагали сократить, но после вмешательства Владимира Путина объем поддержки оставался прежним. «Сократив один бюджетный рубль, мы из экономики 12 руб. (частных инвестиций.— „Ъ“) выбросим. Ну и кому это надо?» — сказал вице-премьер.

Только в прошлом году Минфин предлагал сократить финансирование гос­программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона как минимум дважды. В марте 2015-го ведомство внесло в Госдуму проект поправок в бюджет на текущий год, где предусматривалось урезание ассигнований с 73,26 млрд руб., закрепленных в госпрограмме, до 54,7 млрд руб. Ко второму чтению, впрочем, финансирование частично вернули. А в мае Минфин предложил внести корректировки в распределение средств по госпрограммам уже на 2016 год. Согласно проекту, ассигнования на Дальний Восток предлагалось довести и вовсе до 18,2 млрд руб. Но инициатива так и не была реализована.

В то же время Минвосток­развития в январе, напомним, разместило на портале regulation.gov.ru проект скорректированной гос­программы, по которому предлагается закрепить по 17,5 млрд руб. ежегодных затрат только на институты опережающего развития — ТОР, свободный порт Владивосток и инвестпроекты, а в горизонте до 2025 года тратить на инфраструктуру макрорегиона по 45–50 млрд руб. в год. В этом году финансирование предлагается сохранить на уровне 46,6 млрд руб., а далее исходить из статус-кво бюджета-2016. Сейчас он предполагает около 15,5 млрд руб. затрат на дальневосточные дороги, 10 млрд руб. — на аэропорты, 3 млрд руб. — на порты, 1 млрд руб. — на энергетику. Общественное обсуждение и экспертиза обновленного варианта госпрограммы завершается сегодня.

Заместитель министра по развитию Дальнего Востока Артур Ниязметов уточнил „Ъ“, что вместе с дальневосточной госпрограммой по поручению президента корректируется и госпрограмма «Развитие транспортной системы» — в нее должны быть переданы мероприятия по развитию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей (Восточный полигон), с 2015 года и так фактически финансируемые через Минтранс. Таким образом, подчеркивает господин Ниязметов, закрепление в новой версии госпрограммы 46,6 млрд руб. расходов вместо первоначальных 73,2 млрд руб. «фактически не приводит к сокращению направляемых на Дальний Восток средств федерального бюджета». «Соответствующие корректировки обеих госпрограмм должны быть утверждены правительством в первом квартале»,— отметил заместитель министра.

В 2015 году в рамках гос­программы развития Дальнего Востока все министерства и ведомства освоили 25,6 млрд руб. бюджетных средств. По данным „Ъ“, в июле прошлого года Минфин установил предельные объемы финансирования по дальневосточной гос­программе в размере 58,5 млрд руб. на 2016 год, 43,1 млрд руб. — на 2017-й и 35,7 млрд руб. — на 2018-й. В случае с текущим годом предельные объемы больше, чем запрашиваемые Минвостокразвития. Но в 2017–2018 годах — меньше требуемых: по версии Минвосток­развития, в следующем году Дальнему Востоку потребуется 50,95 млрд руб., в 2018-м — 47,36 млрд руб.

В то же время, как стало известно „Ъ“, инвестиции в модернизацию Транссиба и БАМа в границах Дальневосточной железной дороги (ДВЖД) на текущий год могут быть сокращены более чем на треть от первоначально ожидаемого объема. По словам источника в отрасли, 28 декабря 2015 года на совещании под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича принято решение о продлении программы развития Восточного полигона с 2018 до 2020 года. ДВЖД получит в этом году, как ожидается, около 50 млрд руб. вместо запланированных ранее 90 млрд руб. и будет вынуждена скорректировать инвестпрограмму.

«Приоритетными остаются направления, ведущие к морским портам. Фактически средства, которые планировалось вложить к началу 2018 года, „размазывают“ еще на два года»,— поясняет источник в отрасли. Программа модернизации БАМа и Транссиба, напомним, стартовала с 2013 года, а часть дороги между Комсомольском-на-Амуре и Совгаванью реконструируется с 2008 года. Мероприятия финансируются РЖД (около 55% вложений), федеральным бюджетом и из средств ФНБ. В границах ДВЖД на это уже потрачено 168,8 млрд руб., в том числе 30,9 млрд руб. за прошлый год.

Дмитрий Щербаков, Игорь Михайлов, Хабаровск

Что еще пообещал Дальнему Востоку в Давосе Юрий Трутнев

Швейцарский концерн ABB планирует заниматься энергетическими проектами на Дальнем Востоке, сообщил в кулуарах форума в Давосе российский вице-премьер Юрий Трутнев. «ABB хочет заниматься энергетическими проектами. Мы с ними довольно откровенно поговорили. Я им предложил не только заниматься отдельными проектами, но вообще внести предложения по оптимизации энергообеспечения региона»,— сказал он. Вице-премьер пояснил, что система снабжения Дальнего Востока электроэнергией «разбросанная», в ряде регионов существует избыток электроэнергии, в то время как другие испытывают ее недостаток.

Вице-премьер также отметил повышенный интерес к проектам на Дальнем Востоке со стороны ряда индийских компаний, в частности концерна Tata. «Встреч было много, компании все топовые, интерес живой. Практически со всеми договорились, что приедут разведгруппы, которые будут уточнять параметры, выбирать места»,— сказал г-н Трутнев. Решение о допэмиссии акций «РусГидро», к покупке которых проявляют интерес японские инвесторы, должно быть принято в феврале, добавил он. «У японцев отношение не изменилось, они хотят участвовать в допэмиссии, но вопрос по допэмиссии довольно долго изучается и готовится. К сожалению, мы немного теряем время в этом отношении»,— сказал Юрий Трутнев.

Второй Восточный экономический форум (ВЭФ), который пройдет в сентябре 2016 года во Владивостоке, позаимствует у Всемирного экономического форума жесткую дисциплину, заявил вице-премьер. Первый ВЭФ прошел в столице Приморья в сентябре 2015 года и был организован в рекордно короткие сроки. В адрес организаторов форума часто звучала критика по поводу недостаточно четкой организации. Одной из задач российской делегации являлась презентация форума во Владивостоке и инвестиционных проектов на Дальнем Востоке, а также изучение опыта организации швейцарского форума. «Они в этом отношении абсолютно жесткие в организации. У них четкое расписание, и, нравится тебе или нет, но ты в него обязан вписываться»,— сказал Юрий Трутнев, признав, что по форме российским организаторам, «конечно, надо учиться».

ТАСС
Вся лента