В авиакатастрофе столкнулись версии
Начался процесс над экс-руководителем аэроклуба ДОСААФ
В Бердске (Новосибирская область) начался судебный процесс по делу о крушении летом 2014 года самолета Як-52 и гибели в нем пилота-инструктора и 16-летней летчицы-курсантки. По материалам дела, в воздухе самолет загорелся, после чего у него отказал двигатель и воздушное судно рухнуло на землю. Обвиняемый экс-глава новосибирского аэроклуба ДОСААФ Сергей Сметанин отрицает сам факт возгорания самолета и наличия неисправностей техники, а причиной трагедии считает ошибку экипажа.
Вчера горсуд Бердска приступил к рассмотрению дела о крушении в местном аэропорту самолета Як-52. 7 августа 2014 года во время учебного полета воздушное судно врезалось в землю, разрушилось и загорелось. В катастрофе погибли пилот-инструктор Евгений Якимов и курсантка Сибирского авиационного кадетского корпуса им. Покрышкина 16-летняя Виктория Горелкина, внучка директора этого корпуса генерал-майора Владимира Горелкина. Правоохранительные органы завели уголовное дело о нарушении правил полетов и подготовки к ним (ст. 351 УК РФ).
По версии следствия, основанной на заключении экспертов, на высоте 30–50 м произошло возгорание в моторном отсеке самолета, у Як-52 отказал двигатель. Как указывается в выводах специалистов, причиной инцидента, приведшего к авиакатастрофе, стало «ослабление затяжки передней свечи цилиндра №5». Это, говорится в материалах дела, привело к постоянной утечке масла и выбросу топливовоздушной смеси через образовавшийся зазор. При разбеге самолета вытекшего масла было немного, и оно успевало испариться с поверхности нагревающихся деталей. Уже в воздухе загорелись нагнетатель и карбюратор. Пожар, характеризовавшийся интенсивностью и скоротечностью, распространился по воздушному судну, после чего машина рухнула на землю.
В дальнейшем уголовное дело было переквалифицировано. Сергею Сметанину, до инцидента возглавлявшему новосибирский аэроклуб ДОСААФ России, военные следователи предъявили обвинение в нарушении правил эксплуатации воздушного транспорта (ст. 263). В обвинительном заключении говорится о целом ряде предполагаемых нарушений: об отсутствии у самолета свидетельства летной годности, недостаточном контроле над деятельностью авиационно-инженерной службы клуба, необеспечении руководства полетами и т. д. Дополнительно бывшему главе аэроклуба инкриминировали ст. 238 об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности (у клуба действовал контракт с кадетским корпусом на летную подготовку).
Сергей Сметанин заявил, что суть претензий следствия ему ясна, но виновным он себя не считает. Подсудимый отметил, что потерпевшее крушение воздушное судно являлось лучшим в новосибирском авиаклубе: в 2011 году самолет прошел капитальный ремонт на Шахтинском авиазаводе, «из ресурса 500 часов он налетал только половину».
По словам защитника Романа Соловьева, вероятной причиной катастрофы стала ошибка экипажа, который при взлете не выдержал скоростной режим. Это, считает адвокат, привело к тому, что самолет свалился в непреднамеренный штопор. «Такая ситуация не раз случалась с самолетами данного типа. Як-52 — хорошие учебные самолеты, строгие, они требуют внимательного к себе отношения, прежде всего со стороны экипажа. И данный самолет не прощает ошибок»,— сказал господин Соловьев, имеющий, как и его клиент, значительный стаж работы в авиации.
Отрицает сторона защиты и сам факт возгорания на борту Як-52. «Даже если предположить, что отказ двигателя и пожар имели место, это не должно было привести к катастрофе»,— считает господин Соловьев. По его словам, в руководстве к полетной эксплуатации Як-52 указан перечень действий экипажа на случай наступления этих инцидентов, строгое выполнение которых позволяет посадить самолет.