Удар по пачкам
Правительство занялось расфасовкой сигарет
Правительство поддержало идею закрепить в законе, что сигареты не могут продаваться в количестве более 20 штук в пачке. Ранее внести соответствующие поправки предложили в Госдуме, где считают, что табачные компании, продавая пачки с 25-30 сигаретами, делают свою продукцию доступнее для потребителей. В прошлом году сегмент увеличенных пачек вырос более чем в три раза, заняв 3,6% российского табачного рынка.
В распоряжении "Ъ" оказался подготовленный Минздравом проект отзыва правительства на поправку депутата "Единой России" Сергея Дорофеева в так называемый антитабачный закон (15-ФЗ). Поправка внесена в Госдуму в октябре 2015 года, она запрещает торговлю сигаретами в пачках, содержащих более 20 штук. Законопроект концептуально поддерживается, говорится в тексте отзыва. Представитель Минздрава подтвердил наличие проекта отзыва, который был согласован с Минфином, Минсельхозом, Минпромторгом, Роспотребнадзором, Минюстом и ФМС.
Господин Дорофеев в пояснительной записке к своему законопроекту отмечал, что сигареты в больших пачках более привлекательны для потребителей за счет возможности экономить при покупке большего объема: "Цена в расчете на одну сигарету у больших пачек ниже на 10-25%, чем стоимость сигарет аналогичной торговой марки стандартного формата". Такая продукция "провоцирует увеличение потребления, подрывая тем самым усилия по борьбе с табакокурением", отмечалось в записке. В Минздраве согласны — стандартизация пачки будет иметь положительный эффект на снижение потребления табака.
На сегодняшний день все крупные табачные компании, работающие в России, имеют в своем портфеле пачки увеличенного объема, которые получили распространение среди марок из нижнего ценового сегмента.
Бум предложения больших пачек пришелся на прошлый год: по данным Nielsen, если в 2014 году их доля на табачном рынке была менее 1% в натуральном выражении, то в январе--ноябре 2015 года она составила уже 3,6%.
Вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям Сергей Киселев называет сегмент пачек большого формата самой динамично развивающейся частью рынка, в которой присутствует около трех десятков продуктовых наименований. "Успешнее всего в сегменте увеличенных пачек выглядит Imperial Tobacco с маркой "Максим"",— отмечает директор по работе с компаниями табачной индустрии "Nielsen Россия" Марина Лапенкова. По данным сайта ФНС, максимальная розничная цена пачки "Максим" с 20 сигаретами — 73 руб. и 79 руб.— за пачку с 25 сигаретами. То есть в первом случае потребитель платит 3,65 руб. за сигарету, во втором — 3,16 руб.: экономия, таким образом, составляет 13,42%. У компании JTI в сегменте больших пачек присутствует марка More, у Philip Morris International (PMI) — "Оптима", Next и "Союз-Apollo", у "БАТ Россия" — "Ява" и Alliance, у "Донского табака" — "Донской табак", "Наша марка" и Asmoloff.
Опрошенные "Ъ" участники табачного рынка спокойно отреагировали на решение правительства поддержать запрет пачек увеличенного объема. "В нашем портфеле есть сопоставимые по цене предложения в стандартном формате 20 штук",— сказал господин Киселев. В Imperial Tobacco, в свою очередь, считают, что при введении такого запрета табачные компании смогут увеличить прибыль, так как потребитель будет вынужден покупать в большем объеме стандартные пачки по 20 сигарет в упаковке.
Поправка Сергея Дорофеева предполагает, что закон, ограничивающий размер сигаретной пачки 20 штуками, вступает в силу с момента опубликования. В проекте отзыва правительства указано, что срок должен быть увеличен, чтобы позволить "осуществить переоборудование и настройку технических средств". В PMI говорят, что переналадка оборудования, задействованного для выпуска пачек больших форматов, не потребует много времени. Главный редактор медиагруппы "Русский табак" Максим Королев считает, что переходный период нужен для того, чтобы дать табачным компаниям время распродать запасы продукции в больших пачках. "В противном случае повторится ситуация конца прошлого года, когда президент подписал закон о запрете снюса, в результате чего продукция четырех компаний, включая PMI, оказалась в нелегальном обороте",— отметил он.