Машиностроителей подтянули к бюджету
Комбайнам и вагонам окажут новую господдержку
Государство планирует заметно увеличить объемы поддержки клиентов отечественного машиностроения как на падающих, так и на растущих рынках. В новом антикризисном плане правительства заложено 10 млрд руб. субсидий для фермеров на приобретение сельхозтехники, объемы реализации которой увеличиваются, а программа поддержки транспортного машиностроения обещает 10 млрд руб. покупателям и производителям новых вагонов, чьи продажи, наоборот, стагнируют.
В 2016 году покупателей транспорта и техники ожидают масштабные госсубсидии. Это следует из проекта антикризисного плана правительства (см. стр. 1). Так, планируется уже в первом квартале выпустить постановление о субсидировании в объеме 10 млрд руб. из антикризисного фонда скидок, которые дают фермерам российские машиностроители. В программе участвуют сельхозпроизводители и заводы, получившие подтверждение Минпромторга о наличии полностью российского производства техники и аккредитованные Минсельхозом. Производители предоставляют скидку в 25% на всей территории России, кроме Сибири, Дальнего Востока и Крыма, где она может составлять 30%. Минсельхоз потом фактически компенсирует ее. В 2015 году общий объем субсидий составлял 5,2 млрд руб., на 2016 год было заложено всего 1,9 млрд руб., но сельхозмашиностроители просили государство увеличить сумму на фоне роста спроса со стороны фермеров (см. "Ъ" от 28 сентября 2015 года).
Директор ассоциации "Росагромаш" Евгений Корчевой отмечает, что благодаря наличию субсидии в 2015 году было обеспечено увеличение производства сельхозтехники на 30%. При сохранении тех же темпов роста и присоединения к программе в 2016 году новых заводов потребовалась бы субсидия в объеме 18 млрд руб., уточняет он, а 10 млрд руб. эквивалентны росту производства на 10-15%.
Также до 10 млрд руб. поддержки из антикризисного фонда обещано вагоностроителям и потребителям их продукции в утвержденной распоряжением правительства от 21 января программе поддержки транспортного машиностроения (есть у "Ъ"). Эта сумма складывается из максимум 3 млрд руб. поддержки предприятий через субсидирование скидки для покупателей и максимум 7 млрд руб. субсидий покупателям нового подвижного состава с улучшенными характеристиками.
Сейчас действует постановление правительства от 2014 года, предполагающее предоставление субсидии в размере 130 тыс. руб. на вагон лизинговым компаниям в обмен на скидки на продажу инновационных вагонов, а также покупателям таких вагонов в кредит, взятый у российских банков, при условии списания старого вагона. Есть и другие льготы — в частности, госгарантии и субсидии по кредитам на производственную деятельность, на тариф на порожний пробег для инновационного подвижного состава. Механизм действия новых льгот будет описан в постановлениях правительства, которые по плану выйдут в первом (для покупателей) и во втором (для производителей) кварталах.
О необходимости дополнительной поддержки покупателей инновационных вагонов, которые достаточно дороги (2,5-2,7 млн руб. за штуку), причем профицитный рынок не стимулирует закупку, в отрасли говорят давно. В частности, предлагается простимулировать обновление подвижного состава за счет утилизационной премии. Но до сих пор запросы были скромнее. Так, на прошлой неделе глава управления регулирования транспорта ФАС Дмитрий Рутенберг заявлял, что служба считает целесообразной в течение двух-трех лет поддерживать покупку новых вагонов в объеме 2-3 млрд руб. в год.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров отмечает, что в 2015 году производство грузовых вагонов в России упало вдвое — до 27,2 тыс. штук, причем 55% составили инновационные вагоны. Выделение 10 млрд руб., говорит эксперт, позволит увеличить производство в 2016 году более чем до 40 тыс. вагонов, из которых более 75% будут инновационными с увеличенной осевой нагрузкой. Основными покупателями, по мнению господина Бурмистрова, станут грузовладельцы и кэптивные операторы (угольщики, производители удобрений и химикатов), потребители из стран с российской шириной колеи, а также операторы, аффилированные с вагоностроительными заводами.