ФАС и ЕПСС договорились на разных условиях
Ведомство и коммунальный оператор Воронежа по-разному видят завершение конфликта
Воронежское управление Федеральной антимонопольной службы и АО «Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области» (ЕПСС, крупнейший в регионе оператор платежей за коммунальные услуги) заявили о прекращении конфликта и устранении ЕПСС нарушений антимонопольного законодательства. В ноябре воронежский арбитраж встал на сторону ведомства, предписавшего ЕПСС разорвать «ограничивающие конкуренцию» соглашения с управляющими компаниями и перечислять средства граждан на спецсчет вместо обычного расчетного. В ФАС теперь говорят о согласии ЕПСС перейти на спецсчет, но в самом операторе эту схему еще отвергают.
О прекращении конфликта с ЕПСС, через счета которого ежемесячно проходят до 500 млн руб., „Ъ“ вчера в ходе пресс-конференции сообщил руководитель регионального УФАС Владимир Рохмистров. По его словам, глава ЕПСС, депутат гордумы Воронежа Руслан Кочетов пообещал ему, что «оператор выполнит все требования управления». «Они заключили договор с “Почтой России”, у них открыт спецсчет, на который теперь будут поступать средства граждан — есть все, чтобы они реально стали работать без нарушений. С нетерпением жду платежек за февраль», — сказал господин Рохмистров.
Именно вопрос о том, на какой счет должны поступать платежи граждан — на расчетный счет ЕПСС (такая схема действовала в 2015 году) или же на спецсчет, стал ключевым в конфликте ведомства и оператора. Он возник еще в начале 2015 года. Тогда к изучению взаимоотношений оператора и его партнеров по рынку ЖКХ — 16 крупнейших управляющих жилфондом Воронежа компаний — УФАС подтолкнули заявления нескольких физлиц и материалы УФСБ. Внимательные граждане, в частности, указали на то, что их средства за ЖКУ поступают на обычный расчетный счет ЕПСС в ЦЧБ Сбербанка РФ. УФАС возбудило дело по признакам нарушения п. 1 ч. 4 ст. 11 закона о защите конкуренции (о заключении соглашения, которое приводит к навязыванию собственникам необоснованных условий перечисления денег за оказанные конкретной УК услуги на расчетный счет ЕПСС). А в мае ведомство выдало предписания о прекращении действий соглашений с управляющими компаниями. Не согласившись с этим, оператор и его партнеры обратились в арбитраж, который в начале ноября своим решением полностью поддержал УФАС.
В ЕПСС „Ъ“ вчера подтвердили фактическое завершение конфликта, но предпочли «пояснить» новую схему работы. И в ней по-прежнему не фигурирует спецсчет, хотя и отсутствует расчетный счет оператора. «Расчетный центр производит начисления, печатает и доставляет платежные документы, как и прежде. После того как житель оплачивает квитанцию в банке или на почте, его денежные средства попадают на корсчет банка, минуя ЕПСС, и уже сам банк или почта отправляет эти деньги поставщикам коммунальных услуг в соответствии с реестром. В этом и есть основное отличие новой модели — деньги, поступающие от населения в качестве оплаты за ЖКУ, уходят напрямую из банка на расчетные счета поставщиков. Нам удалось выработать удобный для всех сторон алгоритм», — пояснили в ЕПСС.
Между тем коммунальный оператор не оставляет попыток оспорить предписания антимонопольщиков в арбитраже. 14 декабря компания подала апелляционную жалобу на решение первой инстанции, 14 января она была принята к производству, следующее заседание состоится 19 февраля. Но господин Рохмистров вчера заявил „Ъ“, что ведомство «не сомневается в последовательности суда»: «Аналогичное дело с многочисленными обжалованиями недавно завершилось в Смоленской области победой регионального УФАС во всех инстанциях. Я уверен, что мы победим и в воронежском деле».