Расписание недели
5 – 11 февраля
Что делать в Москве. Выбор Weekend
5 февраля, пятница
Альбом Аушвица / выставка
От Холокоста практически не осталось прямых фотодокументальных свидетельств: существующие снимки концлагерей сделаны в основном уже после их освобождения. Альбом, найденный в одном из бараков в день освобождения бывшей заключенной Лили Якоб,— одно из немногих исключений. Эти почти две сотни снимков сделал в 1944 году неизвестный офицер СС и, видимо, украдкой собрав их в альбом, спрятал. На фотографиях — почти вся жизнь (и смерть) концлагеря. Для девятнадцатилетней Лили это была не только возможность засвидетельствовать катастрофу, но и семейная история: на снимках оказалась ее уже утраченная семья.
Центр фотографии имени братьев Люмьер, 3 февраля — 3 апреля
Кот стыда / спектакль
Три короткие семейные истории, написанные тремя драматургами, довольно сильно отличаются друг от друга по стилю и сюжету, но, помещенные в типичную российскую квартиру, как-то незаметно превращаются в одну. Бенефис девяти актеров РАМТа, которые непринужденно переходят из одного сюжета в другой, так что за вечер один актер успевает сыграть три разных поколения, а один из протагонистов побывает еще и тем самым заглавным котом.
РАМТ (Основная сцена), 19.00
The Exploited / концерт
"Punks Not Dead" — оказывается, у этого слогана, украшающего стены подворотен и джинсовые куртки вот уже тридцать с лишним лет, есть авторы. Шотландцы The Exploited озаглавили таким образом свой первый альбом, вышедший в 1981 году. Сейчас уже мало кто помнит, что заявление The Exploited было ответом группе Crass, которая выпустила сингл "Punk Is Dead" (1978) — как это часто бывает, сообщения о смерти чего-то супермодного стали поступать вскоре после его рождения. В 2016 году The Exploited все еще гастролируют по миру, проповедуя свои неподвластные времени ценности. Тур The Exploited посвящен 35-летию группы. Последний студийный альбом у них вышел в 2003 году, но старые песни полностью устраивают верных поклонников.
YotaSpace, 20.00
6 февраля, воскресенье
UNKLE / концерт
Во второй половине 1990-х британская электронная формация UNKLE была на переднем крае музыкальных изысканий. Плечом к плечу с музыкантами с лейбла Mo'Wax — школьными друзьями Джеймсом Лавеллем и Тимом Голдсуорси — над записями UNKLE работали титаны — DJ Shadow, Том Йорк (Radiohead), Майк Ди (Beastie Boys), Джейсон Ньюстед (Metallica). Альбом "Psyence Fiction" (1998) был для поколения рейверов тем же, чем Pink Floyd — для поколения рок-н-ролла. Казалось, что звук и видео, сгенерированные UNKLE, физически невозможно конвертировать в концертный формат. Однако, вот уже много лет Джеймс Лавелль возит по миру живую версию UNKLE, не балуя публику появлениями суперзвезд, которые принимают участие в записи альбомов. Последний альбом UNKLE вышел в 2010 году, так что концерт в Москве — скорее повторение пройденного. Хотя возможны и премьеры.
"Известия Hall", 20.00
8 февраля, понедельник
История русского кино в 50 фильмах / кинопоказ
Weekend и кинотеатр “Пионер” представляют проект “История русского кино в 50 фильмах”: каждую пятницу в журнале будет появляться текст Михаила Трофименкова об одном из выбранных им фильмов, каждый понедельник этот фильм можно будет посмотреть в кинотеатре “Пионер”. Эта история будет разворачиваться не хронологически, но начнется все же с начала: проект открывают “Понизовая вольница” (1908) — первый русский фильм, который можно назвать фильмом, и “Умирающий лебедь” (1916) — первый русский фильм ужасов. Оба фильма будут показаны с 35-миллиметровой кинопленки в сопровождении живой музыки (исполнитель — Филипп Чельцов). Вместе с Михаилом Трофименковым программу представит специалист по дореволюционному кино Николай Изволов.
Подробнее в программном тексте Михаила Трофименкова.
"Пионер", 21.30
9 февраля, вторник
Андрей Кузькин. Право на жизнь / МишМаш. Протезы и замещения / выставка
Андрей Кузькин и дуэт МишМаш (Михаил Лейкин и Мария Сумнина) — дети "московского романтического концептуализма" в прямом смысле, то есть состоят с его героями в сыновно-дочерних отношениях. Но наследство им досталось разное: МишМашу — концептуальный (само)анализ, Кузькину — романтизм и поэзия. Обе выставки связаны между собой: подобно отцам, основателям "Коллективных действий" или им сочувствовавших, дети вечно обмениваются тонкими комментариями или шуточными посланиями, опутывая все этажи музея скрытой интертекстуальной паутиной.
ММСИ в Ермолаевском переулке, 9 февраля — 6 марта
Александр Герасимов. К 135-летию художника / выставка
Выставка эталонного мастера соцреализма — любимца и главного портретиста товарищей Сталина и Ворошилова, лауреата четырех Сталинских премий, первого президента Академии художеств СССР и, судя по воспоминаниям, выдающегося мерзавца и циника — первая за шестьдесят лет. Как только разоблачили культ личности, так и похерили его верного служителя. На досуге, отдыхая от тягот госслужбы, ученик Коровина и Серова забавлялся "русским импрессионизмом", живописуя сирени и купальщиц. Однако правильно, что ретроспектива сделана в историческом, а не в каком-либо из художественных музеев: 90 холстов Герасимова, несмотря на все сирени, суть документы эпохи, а не памятники искусства.
Государственный исторический музей, 9 февраля — 11 апреля
10 февраля, среда
Наш друг Ларионов / аукцион
Выставка, посвященная одной из главных фигур русского дореволюционного авангарда — Михаилу Ларионову, состоит, как ни странно, не из его собственных работ. Это проект четырех британских эксцентриков: художника с говорящей фамилией Билли Чайлдиша и его друзей Эджворта Нортона, Стива Лоу и Адама Вуда, создавших изрядное количество игривых оммажей русскому модернисту. Выставка сначала прошла в Лондоне, в русской версии к англичанам присоединяются и несколько русских художников, работающих в неоэкспрессионистической манере. Выставка стала результатом совместной деятельности арт-проекта "Вместе" и благотворительного фонда "Линия жизни", ключевым событием проекта станет благотворительный аукцион: все полученные средства пойдут на лечение порока сердца двенадцатилетней Евгении Назаренко.
ВМДПНИ, 19.00
11 февраля, четверг
Бунтари / спектакль
Один из самых запомнившихся дебютантов прошлого сезона, мхатовец Александр Молочников, после коллажа на тему Первой мировой войны "19.14" поставил коллаж на тему русского бунтарства — от Кюхельбекера до Мамонова. Коллаж вышел чересчур похожим на КВН, но в том, что российская политическая история у молодого режиссера, выросшего в XXI веке, вышла похожей на телевизионный балаган, есть своя логика. В любом случае балаган этот звучный, ритмичный и бодрый.
МХТ имени Чехова (Малая сцена), 19.00
Лазурный берег / фильм
Третья режиссерская работа Анджелины Джоли, снятая по ее собственному сценарию и разыгранная ею на пару с Брэдом Питтом. В 1970-е годы американский писатель и его жена, страдающая депрессией, отправляются на каникулы во Францию, где в приморском отеле знакомятся с другой, намного более счастливой и молодой парой. Тихая и не слишком амбициозная романтическая драма.
Дэдпул / фильм
Новая глава во вселенной "Людей Икс" — история про больного раком наемника, который соглашается на экспериментальное лечение, а в итоге обзаводится сверхспособностями. От остальных фильмов франшизы "Дэдпула" в первую очередь будет отличать акцент на насилии и рискованном юморе. Главную роль играет Райан Рейнолдс, в режиссерском кресле — дебютант Тим Миллер, бывший аниматор и специалист по спецэффектам.
В центре внимания / фильм
Один из лучших фильмов прошлого года, камерный триллер о расследовании сексуальных домогательств в бостонской католической церкви, ничуть не уступающий эталонной "Всей президентской рати". В основе "В центре внимания" лежит реальный случай, произошедший в начале 2000-х, за расследование которого журналисты The Boston Globe получили Пулитцера.
Подробнее в рецензии Анны Сотниковой.