Насилие по воле небес
Анна Сотникова о фильме «В центре внимания»
В прокат выходит «В центре внимания» — один из лучших фильмов прошлого года, камерный журналистский триллер о расследовании сексуальных домогательств в бостонской католической церкви, ничуть не уступающий эталонной «Всей президентской рати»
2001 год, Бостон. Газета The Boston Globe нанимает нового редактора Марти Барона (Лив Шрайбер) который первым делом знакомится с командой Уолтера "Робби" Робинсона (Майкл Китон) — отделом расследований, состоящим из трех человек: любителя копаться в архивах (Брайан д'Арси Джеймс), деловитого латиноса (Марк Раффало) и женщины (Рейчел Макадамс). Работой они занимаются кропотливой и неторопливой — на производство материалов в среднем уходит около года, так что газете они, в общем, в убыток. Совершенно случайно Барону попадается на глаза колонка о священнике-педофиле и бездействии церковного начальства. Команда Робби по настоятельной просьбе нового редактора и главного редактора (Джон Слеттери) берется расследовать историю. В процессе раскрываются другие шокирующие подробности, связанные с католической церковью — темой для Бостона, мягко говоря, щепетильной.
В основе "В центре внимания" лежит реальный случай, произошедший в начале 2000-х, за расследование которого команда отдела расследований The Boston Globe получила Пулитцера.
Если быть честным и не пускаться на уловки вроде ненужного проливания крови в кадре, журналистская работа — не самое киногеничное занятие на свете, кроме того, планка триллеров про газетные расследования находится где-то в запределье "Всей президентской рати". Тому Маккарти, тем не менее, удалось сделать по-хорошему старомодный и крайне показательный образец жанра. Эта нарочито скромная, поступательная, очень плотная производственная драма работает не хуже любого хоррора: начинаясь размеренно и деловито, быстро берет темп и превращается в настоящий разговорный триллер. Дело тут в стремительно нарастающем ощущении паранойи. Зло оказывается не только в случайной газетной заметке, а повсюду — в доме твоих знакомых, на соседней улице, в церкви, куда каждое воскресенье ходит твоя мать. Священники выбирали одиноких, несчастных жертв из бедных или проблемных семей, мотивируя свое вмешательство и даже насилие волей небес,— им сложно было не довериться, ведь этих людей каждый знал с детства. Тем сложнее оказывается поиск тех, кто готов дать показания: многие отказываются говорить из-за нанесенной им психологической травмы, другие сошли с ума, третьи вообще покончили с собой. Где искать жертв сексуальных домогательств? В процессе оказывается, что везде: за любой дверью в Бостоне можно найти человека, который отказывается говорить о своем прошлом. Маккарти разворачивает саспенс постепенно — из скромного предположения через уговоры и разговоры, телефонные звонки и записи в блокноте начинает раскрываться тьма, заползающая во все уголки с виду благополучного города. Это кино, говорящее об очень важной теме показательно неважным тоном. Звездный актерский состав работает так слаженно, что кажется, будто звезд здесь нет вовсе. Собственно, главная звезда этого фильма — The Boston Globe. Это редкая журналистская драма, в которой восхищение профессией исходит из настоящего понимания журналистики как профессии, убедительно доказывая, что люди с блокнотами в руках занимаются по-настоящему важным и нужным делом.
В прокате с 11 февраля