Автобусам ищут нового рулевого
В гордуме Нижнего Новгорода раскритиковали закупочную деятельность «Нижегородпассажиравтотранса»
Вчера стала известна вероятная подоплека скоропостижного увольнения гендиректора МП «Нижегородпассажиравтотранс» Дмитрия Кирсанова. В гордуме озвучили примеры неэффективных, на взгляд депутатов, закупок муниципального предприятия, когда на конкурсах выбирались самые дорогие поставщики. Вероятно, не выдержав натиска депутатов, гендиректор предприятия подал заявление об уходе, которое до главы администрации города Сергея Белова еще не дошло. Передавать материалы проверки в правоохранительные органы депутаты отказались, поручив сити-менеджеру разработать антикризисный план по спасению городских автобусных парков.
О том, что гендиректор НПАТ Дмитрий Кирсанов подал заявление об уходе с 1 февраля, объяснив свое увольнение переездом на новую работу в Москву, стало известно во вторник вечером. По словам источников „Ъ“, к такому решению его могла подтолкнуть инициатива депутатов по расследованию действий менеджмента предприятия.
Вчера на заседании гордумы «Нижегородпассажиравтотранс» (НПАТ) по своим экономическим показателям был назван самым «отрицательным» из городских предприятий. «За девять месяцев 2015 года предприятие получило 190 млн руб. убытков. Это неполная сумма, с учетом 526 млн дотаций из городского бюджета по прошлому году, я думаю, будет без малого 800 млн руб.», — сообщил депутатам председатель комиссии по имуществу Владимир Панов. По его словам, при передаче автопредприятия из областной собственности в городскую без согласия мэрии было снесено здание площадью 1 тыс. кв.м., а на его месте построена частная АЗС, которая сейчас заправляет городские автобусы. Сейчас в арбитражном суде администрация города судится со своим же предприятием, пытаясь понудить НПАТ снести автозаправку, чтобы освободить муниципальный земельный участок.
Кроме этого эпизода, который, по словам Владимира Панова, нанес городской казне ущерб в 7 млн руб., в рамках выборочной проверки был проанализирован ряд закупок НПАТ. Например, при закупках расходников к копировальным аппаратам и принтерам предприятие из четырех заявок выбрало самую дорогую в 660 тыс. руб., хотя трое конкурентов предлагали на конкурсе цены от 314 тыс. до 421 тыс. руб. Аналогичный пример Владимир Панов привел по запчастям, когда в НПАТ из двух предложений выбрали более дорогое по цене, не сэкономив 10 млн руб. «Я не хочу никого голословно обвинять, но, очевидно, руководство предприятия не заинтересовано в минимизации расходов. На наш взгляд, это не нормально. Как минимум, администрация должна пересмотреть правила, по которым НПАТ проводит конкурсы и осуществляет закупки», — заключил Владимир Панов.
Решение представить итоги проверки на заседании гордумы приняла фракция «Единой России», позиционировав это как партийное расследование. При этом, по информации „Ъ“, не все единороссы были согласны с тем, что закупки муниципального предприятия неэффективны, считая, что их надо оценивать не только с точки зрения цены товара, но и качества, условий поставки и других факторов.
По итогам доклада депутат от КПРФ Евгений Лазарев стал настойчиво требовать, чтобы по этим фактам сити-менеджеру поручили обратиться в правоохранительные органы: «За это надо сажать!». «Тюрем у вас не хватит за такое сажать!» — прозвучала ответная реплика из зала. В качестве альтернативы Владимир Панов предложил провести комплексную проверку менеджмента НПАТ на предмет эффективности, обратившись в органы при выявлении явного криминала. С предложением коммуниста передать материалы силовикам большинство депутатов не согласилось. В итоге главе администрации Сергею Белову гордума рекомендовала разработать план по выводу НПАТ из кризиса, проанализировав его хозяйственную деятельность. «Человек начал работать, давайте дадим ему время разобраться», — резюмировал глава города Иван Карнилин, попросив журналистов поддержать сити-менеджера в его стремлении «навести порядок». Председатель транспортной комиссии гордумы Алексей Гойхман пожелал сити-менеджеру как можно скорее, до 1 февраля, найти для НПАТ профессионального директора. «Нужен не „эффективный менеджер“, как у нас принято, а именно транспортник, досконально знающий работу автопарков и отраслевое законодательство», — отметил депутат, добавив, что не видит в своей профессиональной среде очереди из желающих возглавить «тяжелое» предприятие.
Глава администрации Нижнего Новгорода Сергей Белов пояснил журналистам, что заявления об увольнении Дмитрия Кирсанова еще не видел (по информации „Ъ“, его успел подписать только директор департамента транспорта Анатолий Гусев, который заболел гриппом и ушел на больничный). Сокращать число автобусов на линиях и инициировать повышение платы за проезд, по словам сити-менеджера, администрация не намерена. Сергей Белов также прокомментировал „Ъ“ оптовые закупки топлива у единственного поставщика — ООО «Пассажирнефтьсервис-НН», к величине оптовых цен которого неоднократно высказывали претензии депутаты. Сити-менеджер сообщил, что поручил контрольно-ревизионному управлению проанализировать экономику закупок ГСМ на предмет нарушений. Любопытно, что этот поставщик в конце прошлого года снова выиграл конкурс на поставку топлива для муниципальных автобусов — никто из его потенциальных конкурентов, вроде сбытовых компаний ЛУКОЙЛа, на тендер не заявился. В мэрии это связывают с тем, что оплата топлива по контракту отсрочена на 60 суток, то есть фактически поставщик два месяца кредитует НПАТ, который и так уже задолжал за ГСМ крупную сумму. Так, 22 января «Пассажирнефтьсервис-НН» в очередной раз выиграл иск в арбитраже, взыскав с НПАТ более 11 млн руб. задолженности.