Под личный налоговый контроль
Новый руководитель нижегородского УФНС впервые встретился с бизнесменами
Вчера в Торгово-промышленной палате Нижегородской области состоялась встреча руководителя регионального управления Федеральной налоговой службы (УФНС) Владимира Шелепова и бизнес-омбудсмена Павла Солодкого с предпринимателями. Глава УФНС рассказал бизнесменам об изменениях в налоговом законодательстве, которые вступили в силу с 2016 года, а затем ответил на вопросы аудитории. Коммерсанты жаловались на затягивание сроков налоговых проверок и отказ в предоставлении вычетов. Во всех ситуациях главный налоговик региона пообещал разобраться лично.
Среди основных изменений, которые коснутся юридических лиц в 2016 году, руководитель УФНС Владимир Шелепов назвал сокращение срока регистрации с пяти до трех дней, возможность приостановки регистрации на месяц (раньше — на пять дней), если ведомство заподозрит предпринимателя в недостоверности предоставленных сведений, а также внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности информации. Он также сообщил, что теперь сведения об изменении доли в уставном капитале предприятия и заявление на регистрацию может подавать нотариус, а не сама компания, в том числе через интернет, а уведомление о смене адреса юрлица должно подаваться за 20 дней до переезда. Кроме того, господин Шелепов напомнил, что с 1 января 2016 года налог на имущество начисляется исходя из кадастровой стоимости объекта; НДФЛ декларируется ежеквартально, а не раз в год; обнулены ставки налога на проведение операций с акциями и облигациями высокотехнологичных компаний, а также НДС для впервые зарегистрированных ИП.
По вопросам из зала стало очевидно, что предпринимателей волнуют не новшества законодательства, а старые проблемы. Представитель компании «Старт-Строй» сообщила, что налоговая служба впервые за много лет отказала застройщику в предоставлении льгот по НДС по договорам долевого участия в строительстве под предлогом того, что дома не были введены в эксплуатацию. «Мы предоставили декларацию НДС, прошла камеральная проверка, по результатам которой мы получили акт об отказе в предоставлении льгот. При этом раньше мы всегда получали льготы по таким домам, а никаких изменений в законодательстве не было», — рассказала сотрудница «Старт-Строя». Владимир Шелепов согласился, что правок закона не было, предложил компании написать возражение на решение налоговой службы и пообещал лично разобраться в ситуации.
Директор компании «МирСнаб» Ольга Смирнова сообщила, что не может договориться с УФНС о предоставлении налоговых каникул. По ее словам, компания, созданная в апреле 2014 года для поставок стройматериалов исключительно по безналичному расчету, оказалась в сложной финансовой ситуации после отзыва лицензии у Пробизнесбанка: «Мы обратились в ЦБ за разъяснением, что делать, и нам предложили обанкротиться. Но мы заняли деньги, расплатились с поставщиками и попросили налоговую службу о каникулах, но получили отказ». Владимир Шелепов назвал историю предпринимательницы «животрепещущей», поскольку множество юрлиц уже оказались в подобной ситуации из-за санации банков, и порекомендовал обратиться в суд, ссылаясь на ст. 45 Налогового кодекса («Исполнение обязанности по уплате налога или сбора») и в процессе заключить с УФНС мировое соглашение. «Исходя из моей практики, это самый быстрый способ, который займет всего полтора-два месяца», — рассказала налоговик.
Генеральный директор ООО «Премьер аудит» Татьяна Лобова поинтересовалась, по каким законным основаниям УФНС может отказать компании в регистрации в Нижегородской области. «Дело в том, что в частной беседе мне сказали, что есть распоряжение не пускать в регион компании-банкроты», — добавила она. Владимир Шелепов ответил, что с апреля 2015 года расширен перечень причин, по которым налоговая служба может отказать в смене адреса юрлицам, но в данном случае играет роль и личная позиция главы УФНС. «Я работаю в регионе с июля 2015 года. До этого момента, по статистике, в регион приходило по 3–4 тыс. предприятий, из которых в среднем 200 продолжали сдавать отчетность, остальные — нет. Откровенно говоря, область просто стала помойной ямой. Я против того, чтобы к нам приходили компании, которые вредят экономике региона, создают долги, на которые государство должно тратить наши с вами деньги, чтобы их обанкротить. Теперь из области больше уходит недобросовестных предприятий, около 200–300 в месяц, чем приходит — не более 40», — сообщил господин Шелепов.
Выступление директора выксунского ООО «Деловой клуб» (оказывает гостиничные услуги) Светланы Окладниковой было самым эмоциональным. Предпринимательница сообщила, что в июне 2014 года областное правительство попросило ее организовать пункт временного размещения украинских беженцев. Управляющая согласилась, но когда она обратилась к чиновникам за возмещением затрат, оказалось, что часть беженцев не прошла согласование в минсоцполитики области, хотя именно министерство направляло их в пункты временного размещения. Поэтому компенсаций директор гостиницы не получила до сих пор. При этом уже полтора года компанию постоянно проверяют: «Пожарные, СЭС, каждые две недели — миграционная служба, каждый день — минсоцполитики, администрация Выксы, экологи, милиция, ФСБ. Последняя капля — двухмесячная проверка прокуратуры и контрольно-счетной палаты. Я думала, что на этом все закончится, но 24 декабря ко мне приехала налоговая служба. Нельзя ли дать отдохнуть хотя бы год?» — попросила предпринимательница, с трудом сдерживая слезы. Владимир Шелепов пообещал взять дело под личный контроль и разобраться в ситуации. Уполномоченный по защите прав предпринимателей Павел Солодкий также рекомендовал написать обращение к нему в аппарат: «Первым делом я обращусь к главному федеральному инспектору, который курирует вопрос беженцев, и к губернатору, потому что вы фактически выполняли государственный заказ».
В итоге главный налоговик региона предложил бизнес-омбудсмену и предпринимателям проводить встречи ежеквартально.