Минобороны помогло "Янтарю" поставить рекорд
Срыв сроков сдачи корабля привел к беспрецедентной неустойке
Судостроительный завод "Янтарь" в Калининграде заплатил почти 400 млн рублей штрафа за срыв сроков сдачи корабля для Министерства обороны. Как утверждают в Управлении Федеральной службы судебных приставов (УФССП), сумма неустойки стала рекордной за все время работы регионального подразделения ведомства.
Исполнительное производство по взысканию многомиллионного долга было возбуждено УФССП России по Калининградской области на основании решения Арбитражного суда Москвы. По информации на официальном сайте ведомства, ОАО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь"" нарушило условия госконтракта, заключенного с Министерством обороны РФ. Большую часть документов дела на сайте арбитражного суда невозможно прочитать, так как "открытое разбирательство по делу может привести к разглашению государственной тайны".
После того как представитель завода получил уведомление о возбуждении исполнительного производства, его предупредили о пятидневном добровольном сроке исполнения. "Янтарь" расплатился на пятый день. В противном случае предприятию пришлось бы отдать еще и исполнительский сбор в размере 7% от суммы, или 26,07 млн рублей. Также должностным лицам предприятия грозило привлечение к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ (неисполнение решения суда).
В ОСК пояснили, что приостановления движения средств по счетам предприятия не было.
По данным "Ъ", причиной взыскания крупной денежной суммы стала несвоевременная сдача заказчику океанографического исследовательского судна "Янтарь". Оно предназначалось для Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ), секретного подразделения Минобороны, которое занимается мониторингом Мирового океана, подготовкой специалистов в области глубоководной деятельности и медицинскими исследованиями физиологии подводного плавания. Корабль был заложен на "Янтаре" 8 июля 2010 года, в день 65-летия завода, и был назван в его честь. Как сообщалось в СМИ, сдача судна была запланирована на 2013 год. Флот дождался его только в мае 2015 года.
"Янтарь" предназначен для исследовательских работ в толще воды и на дне океана. На его борту могут быть установлены два глубоководных исследовательских аппарата "Мир", способные работать на глубине до шести тысяч метров. Длина "Янтаря" составляет 108 м, ширина — 17,2 м. Водоизмещение судна — 5,2 тыс. тонн.
Судя по информации базы данных "СПАРК-Интерфакс" (www.spark-interfax.ru), взыскание не должно омрачить финансовую отчетность завода убытками по итогам года. Но прибыль компании уменьшит существенно. По итогам 2013 года на "Янтаре" насчитали 403,7 млн рублей чистой прибыли, по итогам 2014 года — 712 млн рублей. Данные за 2015 год пока не опубликованы, но за три квартала 2015 года чистая прибыль предприятия, входящего в структуру ОСК, составила 1,01 млрд рублей.
Прежде министерство судилось с подконтрольным ОСК заводом четырежды, но каждый раз проигрывало процессы. Три из них касались несвоевременного, по мнению ведомства, ремонта кораблей и судов Балтийского флота. Суд вставал на сторону ответчика, в материалах дел говорится, что причиной исполнения госконтрактов с нарушением сроков стала вина заказчика, который "ненадлежащим образом исполнял обязательства по госконтракту". В частности, по одному из контрактов было "некачественно составлены ремонтные ведомости и недостоверно указан состав работ". Еще одно разбирательство касалось строительства судна проекта 11982. Судя по дате его сдачи, указанной в материалах дела, речь идет об опытном судне "Селигер", поступившем на Черноморский флот 25 декабря 2012 года. Минобороны пыталось взыскать неустойку за пропущенные сроки сдачи корабля, но ему было отказано.