Иран привез себя в Европу
Тегеран заключает многомиллиардные контракты с Римом и Парижем
Президент Ирана Хасан Роухани вчера прибыл с визитом во Францию, которая станет заключительным пунктом его европейского турне, также включившего в себя визиты в Италию и Ватикан. Первая за последние 16 лет поездка иранского президента в Европу, проходящая после снятия санкций с Тегерана, станет поворотным моментом в его отношениях с Западом. Подписанные в ходе визита многомиллиардные контракты открывают ведущим европейским компаниям доступ на иранский рынок в стратегически важных отраслях — энергетике, металлургии, авиации. В итоге российский бизнес в Иране будет вынужден действовать в условиях более жесткой конкуренции.
Сделки без тостов
Начавшееся в понедельник пятидневное европейское турне президента Ирана Хасана Роухани проходит по горячим следам решения об отмене ограничений на торгово-экономическое сотрудничество Тегерана с внешним миром (см. "Ъ" за 19 января). После того как глава дипломатии ЕС Федерика Могерини и глава МИД Ирана Джавад Зариф выступили с совместным заявлением о завершении длившегося более десятилетия периода санкций, президенту Роухани и лидерам стран ЕС предстояло предъявить первые практические результаты начавшегося медового месяца в отношениях Тегерана с Западом.
Ожидание скорой разморозки политических связей и делового сотрудничества между недавними оппонентами вызвало огромный интерес к турне Хасана Роухани. Решимость иранского руководства в кратчайшие сроки добиться максимальных дивидендов от исторической "ядерной сделки" подтверждается тем фактом, что Хасана Роухани сопровождает делегация из 120 человек, в состав которой вошли ключевые члены правительства и руководители ведущих компаний.
Не менее примечательно и то, что первой страной Евросоюза, в которую президент Роухани прибыл с официальным визитом, стала Италия.
Еще до снятия санкций в Риме заявили о решимости в перспективе стать для Ирана партнером номер один. Напомним, что сейчас в списке деловых партнеров Ирана Италия занимает второе место после Германии, однако при этом показатели торговли весьма скромные — в прошлом году итальянский экспорт в Иран составил всего €1 млрд.
Учитывая новую стратегическую ставку на иранский рынок, в Риме приложили максимум усилий, чтобы устроить президенту Роухани прием по высшему разряду. Программа визита, включавшая встречи и переговоры с президентом Серджо Маттареллой и премьером Маттео Ренци, была продумана до мелочей. Организаторы даже позаботились о том, чтобы во время посещения Хасаном Роухани Капитолийского музея прикрыть обнаженные античные статуи большими белыми коробками, а также исключить из меню ужина с премьером Ренци знаменитые итальянские вина и другие алкогольные напитки.
Главным итогом визита президента Роухани в Рим стал пакет из 17 соглашений (общая сумма сделок составляет около €17 млрд). Наиболее результативными переговоры оказались для итальянских гигантов энергетической и металлургической отрасли. Крупные контракты с иранскими партнерами заключили нефтесервисная компания Saipem и металлургическая группа Danieli. Так, Saipem займется модернизацией НПЗ в Ширазе и Тебризе, находящихся на юге Ирана, а также строительством газопровода протяженностью 1,8 тыс. км. Стоимость контрактов Saipem с иранскими National Gas Company и Persian Oil & Gas Company составляет €5 млрд.
В свою очередь, группа компаний Danieli заключила с иранскими властями и бизнесменами контракты на сумму около €5,7 млрд: в €2 млрд оценивается создание СП Persian Metallics мощностью 6 млн тонн железорудных окатышей в год (соинвесторы не называются), еще в €3,7 млрд — контракты на поставку оборудования для сталеплавильных и алюминиевых производств. Кроме того, заметное продвижение на иранский рынок осуществила итальянская компания Condotte d'Acqua, занимающаяся развитием инфраструктурных проектов (сумма контрактов оценивается в €4 млрд).
"Италия традиционно поддерживала тесные связи с Ираном, особенно в энергетической отрасли. Нынешнее сближение сторон стало возможным благодаря умеренному подходу, который занимал Рим по вопросу иранской ядерной программы, пытаясь играть роль посредника между Тегераном и Западом. Такая позиция, как это ни парадоксально, была более близка России, чем другим странам ЕС, обвинявшим Рим в слишком мягкой позиции по отношению к Тегерану",— пояснил "Ъ" профессор университета LUISS (Рим) Игорь Пелличчари.
Примечательно, что именно в Риме президент Роухани сделал важное политическое заявление, касающееся отношений Тегерана с наиболее трудным для него партнером — США, в отличие от ЕС, пошедшим лишь на частичную отмену санкций. "Дипломатических отношений между Тегераном и Вашингтоном нет. Но это не мешает развивать торговые отношения. Иран не препятствует тому, чтобы американские компании инвестировали в нашу страну и пришли на наш рынок со своими современными технологиями",— заявил президент Роухани.
Визит иранского лидера во Францию и намеченная на сегодня встреча с президентом Франсуа Олландом призваны развить дипломатическое наступление Тегерана на европейском фронте. В Париже господин Роухани будет, как и в Риме, делать акцент на торгово-экономической сфере. Главным событием станет сделка с авиационным концерном Airbus на поставку Тегерану 114 пассажирских лайнеров. Таким образом, иранская гражданская авиация, на данные момент имеющая парк изношенных и испытывающих нехватку запчастей самолетов, в ближайшее время обретет современные "французские крылья". Кроме того, возвращение на иранский рынок планируют французские автомобильные концерны Peugeot и Renault, рассматривающие возможность совместных проектов с иранской компанией Khodro.
Москве становится труднее
По словам Олега Акулиничева, авторитетного эксперта по Ближнему Востоку, ранее возглавлявшего Российско-иранский деловой совет, поездка президента Роухани в Европу и подписанные и готовящиеся к подписанию многомиллиардные контракты стали сигналом российскому бизнесу: впредь на иранском рынке ему предстоит действовать в условиях более жесткой конкуренции.
Напомним, осенью 2014 года Россия и Иран подписали меморандум о взаимопонимании, согласовав комплекс совместных бизнес-проектов на сумму $70 млрд. Однако большая часть договоренностей так и осталась на бумаге. Прежде всего не были реализованы грандиозные планы в рамках так называемой сделки "нефть в обмен на товары": предполагалось, что Иран будет поставлять России нефть (для реэкспорта в третьи страны), а на вырученные средства приобретать российскую продукцию (вагоны, гражданские самолеты, строительную и сельхозтехнику, оборудование, зерно) и оплачивать услуги (электрификация железных дорог, строительство ТЭС).
Из-за срыва пакетной сделки остро встал вопрос о финансировании запланированных проектов. Тегеран обратился к Москве с просьбой предоставить ему кредитные линии для оплаты российских товаров и услуг. По итогам состоявшегося в середине ноября заседания двусторонней межправительственной комиссии и последовавшего визита президента РФ Владимира Путина в Тегеран было объявлено, что речь идет о двух кредитах — по линии Внешэкономбанка (ВЭБ) и российского Минфина. Соглашение с Центробанком Ирана о предоставлении кредита на €2 млрд ВЭБ уже готовит. Вопрос же о запрошенном иранской стороной у Минфина РФ межгосударственном экспортном кредите на $5 млрд пока остается в подвешенном состоянии. 18 января замминистра финансов РФ Сергей Сторчак сообщил, что переговоры с Ираном продолжаются, финальных решений нет.
"Содержательные политические контакты на высшем уровне между Россией и Ираном коренным образом улучшили климат двухсторонних экономических отношений. Тем не менее эта сфера сотрудничества будет осложнена рядом факторов",— пояснил "Ъ" Олег Акулиничев. К таким факторам, помимо обострения борьбы за иранский рынок и нерешенности вопроса о финансировании российско-иранских проектов, эксперт относит сохраняющиеся санкции в отношении России и Ирана, сложившийся в Иране интерес к западному оборудованию, технологиям и стандартам, невысокую деловую активность со стороны российских предприятий, а также недостаточную их информированность об условиях ведения бизнеса в Иране. При этом собеседник "Ъ" видит и позитивные моменты в развитии ситуации вокруг Ирана. "Конкуренция растет, но в то же время облегчаются вопросы расчетов и структурирования сделок с Ираном,— говорит он.— Прорыв Ирана на Запад не должен мешать России продолжать собственную работу".
Со своей стороны, после отмены санкций против Тегерана Россия предлагает поставить в Иран ближнемагистральные самолеты Sukhoi Superjet 100, которые занимают другую нишу на рынке, нежели предлагаемые Airbus средне- и дальнемагистральные лайнеры. В Объединенной авиастроительной корпорации "Ъ" заверили, что сделка Iran Air с Airbus "не мешает вести диалог с иранской стороной о поставках SSJ-100".
Кроме того, российские компании, в том числе "Газпром" и "Стройтрансгаз", обсуждают с Ираном строительство газопроводов. Объем контракта "Стройтрансгаза" на сооружение двух газопроводов может составить около $2 млрд. При этом Saipem пока не может рассматриваться как прямой конкурент компаний из РФ, поскольку занимается, прежде всего, подводными трубопроводами, на прокладке которых российские игроки не специализируются.