Торговые площади выручили "Ленту"
Доходы ритейлера растут быстрее, чем у конкурентов
Несмотря на замедление роста продаж, "Лента" вновь стала самым быстрорастущим публичным FMCG-ритейлером в России. На второе место по темпам роста в 2015 году поднялась X5 Retail Group, обогнав лидера по выручке российской розницы "Магнит" и группу компаний "Дикси".
По итогам 2015 года "Лента" увеличила свои продажи на 30,3%, до 252,8 млрд руб., говорится в отчетности компании. Несмотря на то что темпы роста выручки замедлились по сравнению с 2014 годом (тогда ритейлер нарастил оборот на 34,5%), "Лента" сохранила лидерство по этому показателю. За прошедший год сеть открыла 32 гипермаркета и 8 супермаркетов, увеличив общую торговую площадь на 25,8%, до 882,3 тыс. кв. м.
Активный рост продаж позволил "Ленте" не только удержать лидерство по темпам увеличения выручки, но и обогнать Metro Cash&Carry в рейтинге крупнейших FMCG-ритейлеров, подготовленном "Infoline-Аналитика". По данным Infoline, немецкий ритейлер увеличил выручку лишь на 7,4%, до 225 млрд руб., и уступил пятую строчку рейтинга "Ленте". В Metro эти данные не комментируют.
Второй по темпам прироста выручки в 2015 году стала X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"), увеличившая продажи на 27,3%, до 804,13 млрд руб. Компания существенно ускорила рост оборота по сравнению с результатами 2014 года, когда выручка ритейлера выросла на 18,6%, что делало его лишь четвертым по этому показателю. У основного конкурента Х5 — лидера российской розницы "Магнита" ситуация обратная: компания замедлила прирост выручки в 2015 году до 24,5% против 31,71% по итогам 2014 года. Теперь "Магнит" третий в рейтинге самых быстрорастущих продовольственных сетей. За 2015 год его продажи составили 950,6 млрд руб.
ГК "Дикси" (сети "Дикси", "Виктория") замедлила рост выручки в прошедшем году до 18,9% (продажи составили 272,3 млрд руб.), в то время как в 2014 году оборот компании вырос почти на 27%. Самые низкие темпы роста выручки, как и год назад, показал "О'кей". Продажи ритейлера выросли лишь на 6,9%, до 160,3 млрд руб. По итогам 2014 года рост составил 9%, а выручка — 152 млрд руб.
Сохранить лидерство по темпам роста выручки "Ленте" помогло активное наращивание площадей, считает старший аналитик по потребительскому сектору Sberbank CIB Михаил Красноперов. "В течение девяти месяцев 2015 года торговые площади росли на 38%, что явилось самым высоким темпом среди публичных игроков",— поясняет он. При этом, говорит господин Красноперов, в целом для формата "гипермаркет" четвертый квартал был очень сложным. "Сезонный всплеск продаж, характерный для этого формата, в этом году не реализовался из-за высокой базы конца 2014 года, когда потребители закупались впрок и продовольственными, и непродовольственными товарами",— поясняет господин Красноперов. Зато, например, X5, у которого основной формат — "у дома", это позволило в четвертом квартале стать самым быстрорастущим по выручке ритейлером (плюс 26,3%; для сравнения: у "Ленты" — плюс 26,2%, у "Магнита" — плюс 17,8%), добавляет аналитик.
Замедление темпов роста выручки "Магнита" связано с преимущественно региональным расположением сети, считает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. "В некоторых городах, где "Магнит" представлен достаточно широко, падение реальных доходов населения было более выраженным, чем в крупных городах и столице",— поясняет она. Также сказывается эффект высокой базы — последние годы ритейлер рос достаточно активно, а в текущих условиях сложно соответствовать показателям экономически стабильного периода.
Несмотря на сложности в экономике и снижение доходов потребителей, крупнейшие сети FMCG в наступившем году имеют значительный потенциал увеличения доли рынка, считает гендиректор "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. Он прогнозирует, что в 2016 году, как и в 2015-м, продовольственная инфляция будет выше, чем темпы роста расходов ритейлеров на аренду, зарплату персонала, коммунальные услуги и т. д. "Это позволит федеральным ритейлерам быть более гибкими с точки зрения ценообразования и промоактивности и увеличить ценовое преимущество перед несетевыми магазинами, а также сохранить высокие темпы органического роста и реализовывать сделки M&A (слияния и поглощения) на региональных рынках",— рассуждает он.