Слишком мэрско для шутки
Требование главы Елабуги публичных извинений просят проверить на законность
Мэра Елабуги Геннадия Емельянова, обидевшегося на шутку интернет-пользователя и потребовавшего от него публичных извинений, могут привлечь к ответственности за превышение должностных полномочий. На незаконность действий чиновника обратили внимание правозащитники. Они направили жалобу в прокуратуру. Сам мэр усмотрел в комментарии в соцсетях обвинение в «подготовке мэром Елабуги террористического акта» и направил в прокуратуру заявление о клевете, по которому надзорный орган уже начал проверку. Эксперты не видят в комментарии «ни оскорблений, ни обвинений» и считают, что «излишняя чувствительность» чиновника наносит ущерб его репутации.
Вчера Казанский правозащитный центр (КПЦ) сообщил, что направил прокурору Татарстана Илдусу Нафикову обращение (копия есть у „Ъ“) с просьбой провести проверку законности действий мэра Елабуги Геннадия Емельянова. Правозащитники возмущены тем, что он потребовал от прокуратуры и ФСБ найти автора обидевшего его сообщения в социальных сетях, который, по мнению чиновника, должен был публично извиниться перед ним. Правозащитники просят принять меры «по недопущению привлечения к исполнению незаконных требований мэра прокурора Елабуги и правоохранительных органов».
Напомним, отыскать обидчика Емельянов потребовал во вторник на аппаратном совещании в горадминистрации, восприняв как «личное оскорбление» комментарий пользователя Sabrina Korbilova (после начала скандала аккаунт был удален) в сообществе (паблике) «Елабуга онлайн». Под новостью о ложном телефонном звонке о заложенной бомбе в торговом центре (ТЦ) «Эссен» в Нижнекамске было написано: «Геннадий Егорович шутить изволят-с. По пути на работу в Елабугу развлекались, как могли». Мэр заявил, что «эта Сабрина должна прийти к нам на деловой вторник и публично извиниться». По всей вероятности, господин Емельянов воспринял сообщение на свой счет в связи с неоднократными конфликтами с одним из владельцев ТЦ Леонидом Барышевым, беспартийным депутатом Госсовета Татарстана, избравшимся в парламент от Елабуги. Также господин Емельянов потребовал «разобраться» с самим сообществом «Елабуга онлайн».
Как считают правозащитники, мэр нарушил федеральное законодательство. Глава города, говорится в обращении, не имеет права что-либо требовать от прокуратуры, поскольку надзорный орган «осуществляет полномочия независимо от органов местного самоуправления». Поручение ФСБ разыскать автора комментария, говорится в обращении КПЦ, также незаконно: нет признаков состава преступления, в том числе обвинений или оскорблений в адрес чиновника. В данном случае, заметили правозащитники, господина Емельянова самого можно привлечь к уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями (ст. 285 УК РФ). Они также обратили внимание, что действия мэра противоречат Конституции РФ, которая гарантирует свободу мысли и слова. Кроме того, требования о публичном извинении «не основаны на законе»: по Гражданскому кодексу РФ извинение не является способом защиты гражданских прав. Правозащитники напоминают, что только в советские времена «публичное извинение являлось формой компенсации морального вреда».
Случай с господином Емельяновым «не первая подобная реакция представителей власти на критику их деятельности в последнее время», говорят в КПЦ: «Мэры городов, несмотря на их публичный статус, стали очень чувствительными к высказываниям в свой адрес и жестко реагируют на них». В качестве примера правозащитники напомнили, что в мэрию Казани перестали пускать корреспондентов газеты «Вечерняя Казань» на «деловые понедельники» за якобы неправильную подачу материалов.
После сообщения КПЦ последовало ответное заявление пресс-службы мэрии Елабуги, где указывалось на «развернутую в сети Интернет кампанию против руководства города». По данным мэрии, господин Емельянов еще 25 января, в понедельник, написал «официальное» заявление в городскую прокуратуру и ФСБ с просьбой провести проверку «по факту ложного сообщения о подготовке мэром Елабуги террористического акта», а во вторник на совещании лишь «озвучил свое намерение разобраться в данном обвинении»: «В связи с экономическим кризисом в стране и напряженной террористической обстановкой глава считает, что шутки по этому поводу неуместны».
Кроме того, в мэрии заявили, что группа, где публикуются «оскорбления в адрес руководителей города и активных общественных деятелей», направлена «на разжигание розни между елабужанами и местной властью». На некоторых комментаторов в прокуратуре якобы уже имеются заявления от елабужских депутатов о клевете и унижении личности: «Восприняв эту ситуацию не как личную обиду, а как вызов всем елабужанам, Геннадий Емельянов обратился с просьбой к правоохранительным органам обратить на этот паблик внимание».
В прокуратуре Татарстана „Ъ“ вчера сообщили, что по заявлению господина Емельянова проверка началась, уточнив, что это «заявление о преступлении», мэр просит найти виновного и привлечь его к уголовной ответственности за клевету. При этом в надзорном органе не подтвердили наличие подобных заявлений от депутатов горсовета. Обращение правозащитников в прокуратуре пока еще не регистрировали.
Политолог Константин Калачев считает, что с точки зрения взаимодействия с общественностью обращения мэра Елабуги в прокуратуру и ФСБ «будут не в пользу мэра»: «Очевидно, что в комментарии нет ни оскорблений, ни обвинений». По словам господина Калачева, сложившаяся ситуация «характеризует мэра как человека крайне обидчивого и не очень понимающего, как работают социальные сети, какие последствия бывают при таких инфоповодах». «Излишняя чувствительность и излишняя реакция наносят ущерб репутации чиновника», — заключил эксперт.