«Майкл Бэй попытался снять кино не о политике, а о людях на войне»
Кинообозреватель «Коммерсантъ FM» Даниил Ротштейн рассказал о боевике «13 часов: Тайные солдаты Бенгази», основанном на реальных событиях.
Майкл Бэй — один из самых неоднозначных современных режиссеров. Его крайне сложно обсуждать. Казалось бы, все понятно — он создатель кинофраншизы «Трансформеры», ужасной в своей глупости и непостижимой в своей финансовой состоятельности. Но назвать Майкла Бэя плохим режиссером язык как-то не поворачивается, ведь речь идет об одном из самых профессиональных постановщиков в Голливуде. А потом он еще берет и снимает нечто совершенно неожиданное, вроде «Кровью и потом» 2013 года или новой военной драмы «13 часов: Тайные солдаты Бенгази». У американцев слово «Бенгази» вызывает мгновенную реакцию: в 2012 году в Ливии произошло нападение на американское посольство и базу ЦРУ, которое закончилось смертью четырех граждан США. Республиканцы и консерваторы считают эту историю ярким примером некомпетентности тогдашнего госсекретаря Хиллари Клинтон, которая якобы намеренно отказалась от соблюдения ряда требований безопасности. Майкл Бэй, справедливости ради, попытался снять кино не о политике, а о людях на войне. Его герои — группа наемников, которая обеспечивала защиту посольства и оказалась в центре боевых действий.
Конечно, убедить кого-либо в своей аполитичности Майклу Бэю не удастся. Хотя бы потому, что в США «Тайные солдаты Бенгази» выходят в прокат аккурат к первым предварительным выборам в штате Айова. Но мы прекрасно знаем, что Бэя всегда больше всего интересовали сами солдаты. Даже в «Трансформерах» самые смачные кадры — не те, где дерутся гигантские космические роботы, а те, где крепкие парни в форме едут на Hummer. «13 часов» — это по большей части фирменный бэевский суетливо-пиротехнический хаос, который здесь выглядит тематически оправданным, ведь никто до сих пор достаточно четко не понимает, что же случилось тогда в Бенгази. Забавно, что в сумме посыл фильма на удивление пацифистский и сводится к лозунгам времен Вьетнамской войны — мол, «не надо никуда лезть, верните наших парней домой».