Россияне не ценят ельцинскую эпоху
Повторения кризиса 1998 года боится каждый второй
Со временем россиянам все сложнее вспомнить достижения и положительные черты правления первого президент России Бориса Ельцина — в отличие от отрицательных итогов его президентства, к которым главным образом относят военные действия в Чечне и дефолт 1998 года. При этом почти половина россиян (49%) боится повторения аналогичного финансового кризиса в ближайший год. Таковы результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Оценки роли Бориса Ельцина в истории России в последние годы сместились в сторону негатива. По данным ВЦИОМа, за последние девять лет доля опрошенных, называющих первого президента России виновником кризиса 1990-х годов, выросла с 36% (в 2007 году) до 50% (в 2016 году). Стало меньше тех, кто считает, что Борис Ельцин пытался вывести страну из кризиса, сделав все возможное (их число уменьшилось с 13% до 6%) или пытаясь и совершая ошибки (с 45% до 34%).
Ельцинские победы россиянам вспоминать все сложнее: с этим затруднились 52% опрошенных в 2016 году против 28% в 2007-м. К достижениям первого президента России граждане относят преодоление продуктовых карточек и очередей (17%), возрождение частной собственности (17%), демократических прав и свобод (17%).
Негативными последствиями правления Бориса Ельцина граждане назвали главным образом Чеченскую войну (63%) и финансовый кризис 1998 года (62%). Также в их число вошли массовая безработица (56%), падение производства (55%), инфляция (53%), расхищение госсобственности (52%), невыплаты зарплат, пенсий и стипендий (52%). Кроме того, 55% опрошенных обвинили Бориса Ельцина в развале СССР.
«Борис Ельцин олицетворяет собой 90-е годы: период, который большинство граждан, как показало недавнее исследование ВЦИОМ, оценивает негативно. И время работает скорее против него, сокращая долю позитивных оценок,— сказал директор по коммуникациям ВЦИОМа Алексей Фирсов.— Однако доля отрицательных оценок заметно ниже среди молодежи, для которой Ельцин — не более чем исторический персонаж. А значит, со временем его, как Сталина и Хрущева, все больше будут оценивать не по тому воздействию на личные судьбы людей, которое оказала его эпоха, а по фундаментальным и долгосрочным последствиям исторического поворота, который Россия совершила под его руководством».
Большинство опрошенных (62%) заявило, что дефолт 1998 года сказался на них и членах их семей «в той или иной степени негативно». Для 25% граждан его последствия были очень серьезными, а 10% сообщили, что до сих пор не восстановили прежнее материальное благополучие. При этом повторения аналогичного экономического кризиса в ближайший год боится почти половина россиян (49%). «Прежде всего это предрекают те, кто, по собственным словам, все еще не оправился от дефолта (68%). Молодежь говорит об этом чаще пожилых (52% против 42%), малообеспеченные чаще, чем люди с достатком выше среднего (56% против 41%)»,— говорится в пресс-релизе ВЦИОМа.
Примечательно, что возможное повторение финансового кризиса 1998 года внезапно стало главной темой прошедшего в январе Гайдаровского форума. С доказательств того, что ситуация в экономике сейчас отличается от 1998 года, свое выступление там начал премьер-министр России Дмитрий Медведев. А министр финансов Антон Силуанов, как и многие другие участники форума, говорил о необходимости избежать сценарий-1998, когда тяготы кризиса через резкий рост инфляции были переложены «в основном на плечи населения».
Напомним, в ноябре в Екатеринбурге был открыт президентский центр Бориса Ельцина (Ельцин-центр). Прибывший туда президент России Владимир Путин подчеркнул, что «Борис Николаевич хотел, чтобы наша страна была сильной, процветающей, счастливой». «Мы уже многое сделали для достижения этих целей, преодолели немало трудностей и обязательно решим все стоящие перед нами задачи»,— сказал господин Путин.