Трамвай «Ожидание»
Конкурс на предпроектные работы по новой линии в Ростове аннулировало УФАС
УФАС РФ по Ростовской области аннулировало результаты несостоявшегося конкурса на предпроектные работы по строительству трамвайной линии из центра Ростова до СЖМ. Теперь заказчик — департамент транспорта — может объявить новый тендер только в марте. Эксперт предупреждает, что, если запустить линию планируется к ЧМ-2018, приступать к строительно-монтажным работам нужно уже в начале осени.
Конкурс на предпроектные работы для строительства трамвайной линии от центра Ростова-на-Дону до Северного жилого массива аннулирован решением Ростовского УФАС России от 1 декабря 2015 года. Комиссия ведомства постановила, что заказчик (департамент транспорта) не уточнил критерии, по которым должен быть разрешен вопрос о согласии или несогласии на привлечение субподрядчиков. Кроме того, в извещении о проведении конкурса не были прописаны единые требования к участникам.
Напомним, жалобу в УФАС подал единственный участник конкурса — ООО «Севзаптранспроект — СПб», заявка которого была отклонена на основании предложения выполнить работы в составе консорциума «ЛРТ Ростов-на-Дону» с привлечением НПИ «Энко» и «Альстом транспорт Рус». В департаменте сочли, что предложение не соответствует конкурсной документации, конкурс был признан несостоявшимся. Компания с такой трактовкой не согласилась и подала жалобу в антимонопольное ведомство.
По словам гендиректора «Севзаптранспроект — СПб» Владимира Иванова, через три месяца после решения УФАС дептранс сможет объявить новый конкурс. «Отсрочка дается на возможность оспаривания решения в суде, мы этого делать не будем»,— говорит господин Иванов. Если будет объявлен новый конкурс, «Севзаптранспроект — СПб» также примет в нем участие. «Тема нам по-прежнему интересна»,— говорит Владимир Иванов.
Получить комментарий в департаменте транспорта города вчера не удалось, в ноябре 2015 года там говорили, что дата нового конкурса не назначена.
Предпроектные работы должны включать оценку технической возможности, экономической и социальной целесообразности строительства линии. Для ее размещения предлагается два варианта: участок от Северного жилого района пр. Космонавтов — пр. Нагибина — ул. Ларина — Буденновский пр. — Центральный рынок и участок от Северного жилого района ул. Ларина — пр. Нагибина — пр. Соколова — пл. Советов — Центральный рынок. Протяженность линии — около 9,6 км. Предварительная стоимость проекта — 6 млрд руб., включая затраты на покупку 100 трамваев. Ранее в администрации Ростова наиболее вероятным называли участие китайских и европейских инвесторов в рамках государственно-частного партнерства. Модернизировать рельсовый транспорт планировалось к Чемпионату мира по футболу 2018 года.
Директор инвестиционной компании «БКС Премьер» Руслан Хисматуллин не исключает, что в условиях экономического спада проект может быть отложен «до лучших времен». Дополнительным риском для инвестора станет длительная окупаемость проекта — от десяти до 15 лет, отмечает эксперт. При этом господин Хисматуллин отмечает, что в текущих условиях государство будет выделять средства только на те проекты, которые стратегически важны для страны, например мост в Крым, остальные будут реализовываться по мере необходимости.
«Если исходить из идеальных условий, то проектные работы должны быть закончены за шесть-восемь месяцев, после чего необходимо сразу приступать к строительно-монтажным работам»,— говорит эксперт по рельсовому транспорту МОО «Город и транспорт» Владимир Свириденков. При этом могут возникнуть сложности с перекладкой коммуникаций, тогда строительство затянется, предупреждает он. Заявленный объем инвестиций в строительство эксперт считает адекватным, с поиском инвестора, по его словам, также не должно возникнуть проблем. «Заинтересованность частного капитала в инфраструктурных проектах есть»,— считает господин Свириденков. Важнее, по его словам, грамотно составить инвестиционное соглашение, чтобы у инвестора была возможность окупить затраты и объект был бы не «потерян» для города. Неудачным примером такого сотрудничества эксперт считает участок трассы М-11 Москва—Санкт-Петербург, который был построен по концессии и стал платным в конце 2015 года. «Из-за установленной величины тарифа трассой практически никто не пользуются, все ездят по бесплатным дорогам»,— поясняет он. Инвестиционное соглашение должно, прежде всего, четко определять взаимные риски и степень влияния сторон, заключает Владимир Свириденков.