Грузия не нашла базы террористов в Панкисском ущелье
Тбилиси опроверг заявление Сергея Лаврова
Власти Грузии утверждают, что в Панкисском ущелье, на границе с Чечней, «ситуация полностью контролируется правоохранительными органами» и что никаких баз по подготовке террористов группировки «Исламское государство» (ИГ; запрещена в РФ) там нет. Тем самым в Тбилиси опровергли заявление, ранее сделанное главой МИД РФ Сергеем Лавровым. Чтобы продемонстрировать, что в ущелье с преимущественно чеченским населением царит «полное спокойствие», в выходные туда отправился президент Грузии Георгий Маргвелашвили вместе с послами США и других западных стран.
Одной из главных тем заседания Совета по национальной безопасности (СНБ) в Грузии стало недавнее заявление министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова о нарастании террористических угроз в этом регионе. «Сейчас доходят сообщения, что игиловцы используют эту труднодоступную территорию для того, чтобы там тренироваться, отдыхать и пополнять свои запасы»,— заявил министр на пресс-конференции в Москве.
Одновременно советник председателя Национального антитеррористического комитета РФ Андрей Пржездомский сообщил, что в ИГ действуют подразделения, готовящие теракты в России и Европе под руководством Ахмеда Чатаева. «Спецслужбам РФ известно, что в рядах ИГ действуют подразделения, которые готовят теракты в РФ и странах Европы,— подчеркнул господин Пржездомский,— речь идет о батальоне, состоящем главным образом из выходцев с Северного Кавказа, его возглавляет Ахмед Чатаев по кличке Однорукий».
В Тбилиси восприняли эти заявления весьма серьезно: Панкисское ущелье не раз становилось причиной резкого противостояния с Москвой еще с начала нулевых годов, когда там обосновался отряд чеченского полевого командира Руслана Гелаева. А Ахмед Чатаев, о котором упомянул господин Пржездомский, несколько лет назад был освобожден решением грузинского суда по ходатайству народного защитника Учи Нануашвили. Чатаев проходил в Грузии по так называемому делу Лапанкури об уничтожении крупной террористической группировки в окрестностях села Лапанкури (недалеко от Панкисского ущелья) в сентябре 2012 года.
«Что касается Чатаева — было или нет его освобождение ошибкой, такое решение принято. Мы не можем сказать, что, где и как он планирует»,— заявил глава службы Госбезопасности Грузии Вахтанг Гомелаури. При этом он заверил, что в ущелье сейчас «абсолютно спокойно и никаких проблем на сегодняшний день нет». Аналогичное заявление сделал после заседания СНБ и президент страны Георгий Маргвелашвили. «Я совершенно уверен, что наши правоохранительные структуры полностью контролируют там ситуацию»,— заверил глава государства.
Впрочем, судя по всему, грузинские власти сочли, что этих заявлений недостаточно. Чтобы продемонстрировать, что в ущелье с преимущественно чеченским населением царит «полное спокойствие», в субботу президент Маргвелашвили направился туда лично — вместе с послами США и других западных стран. О решении посетить вместе с дипломатами ущелье он объявил сразу после заседания СНБ. По итогам поездки американский посол Ян Келли в специальном заявлении подчеркнул, что, по данным США, в Панкисском ущелье действительно «нет никаких террористических баз».
В ходе встречи с президентом Грузии высказывания Сергея Лаврова резко критиковали и старейшины панкисских сел. В присутствии тележурналистов они заявляли, что в Панкисском ущелье «нет никаких террористов или баз террористов». «А вы пригласите Сергея Лаврова в свои села. Пусть сам убедится»,— посоветовал им Георгий Маргвелашвили, тут же сообщив, что сам встречаться с российским министром не намерен. «Пусть с ним встречается министр иностранных дел Грузии»,— предложил он. «Своими глазами можете увидеть, какое здесь спокойствие. Местные жители говорят, что такая спокойная обстановка, при которой криминала вообще нет, в других местах весьма редка»,— заявил Георгий Маргвелашвили, подытоживая разговор с чеченскими старейшинами.
Наличие террористических баз в Панкиси в беседе с “Ъ” опровергла и эксперт по этому региону журналист Нино Бурчуладзе. «Никаких баз там нет со времени смерти Руслана Гилаева»,— уверена госпожа Бурчуладзе, сообщив, однако, что, по ее данным, «некоторые радикально настроенные исламисты тайно присягнули ИГ по Skype и Viber».
В то же время грузинские власти не отрицают, что многие жители Панкисского ущелья действительно отправились воевать за ИГ, причем двое из них — Омар аш-Шишани и Муслим аш-Шишани — даже выбились в лидеры вооруженных формирований, действующих в Сирии и Ираке. Как сообщается, 13 человек из уехавших погибли. «Из Панкиси уехали несколько десятков человек,— пояснил “Ъ” специалист по Кавказу Мамука Арешидзе,— тогда как из других регионов Грузии с мусульманским населением, Аджарии и Квемо-Картли, воевать туда отправились лишь единицы». Впрочем, ранее, отвечая на вопрос о террористах из Грузии, воюющих на Ближнем Востоке, министр обороны страны Тинатин Хидашели заявила в интервью BBC, что выходцев из Грузии в ИГ «гораздо меньше, чем россиян, британцев или граждан других европейских государств».
Почему в Грузии активизировались радикальные исламисты
В начале ноября в селе Дуиси Панкисского ущелья Грузии состоялась встреча старейшин местных общин, где обсуждались участившиеся факты вербовки боевиками «Исламского государства» чеченской молодежи. Представители чеченцев-кистинцев потребовали от грузинских властей установить жесткие правила выезда молодых чеченцев в Турцию, поскольку, по информации старейшин, в абсолютном большинстве они едут воевать в Сирию и Ирак на стороне радикальных исламистов. Однако в Министерстве юстиции Грузии “Ъ” сообщили, что это требование невыполнимо. Читайте подробнее