На антикризисном плане тоже сэкономят
Из стратегии поддержки экономики изъяты почти все расходные статьи
План по борьбе с кризисом, внесенный в Белый дом в пятницу, предполагает сокращение трат антикризисного фонда правительства на треть, с 220 млрд до 150 млрд руб.— притом что вычеркнуты инициативы лишь на 10 млрд руб. Экономия достигается за счет переноса части антикризисных расходов на бюджет с неясными перспективами. Так, включенная в план поддержка программы "Жилье для российской семьи" обойдется в 20 млрд руб., если они найдутся в процессе исполнения бюджета. При этом из плана исключены несколько радикальных инициатив социального блока — обновление парка скорой помощи и ужесточение порядка назначения досрочных пенсий, но включена инициатива Минтруда по выплате части материнского капитала наличными. Деньги на нее так же, как на значительную часть антикризисных предложений, еще предстоит где-то найти.
"Ъ" удалось ознакомиться с последней версией антикризисного плана Белого дома — в том виде, в котором он был внесен в правительство вечером в пятницу, 29 января.
Вторая волна правок документа была масштабнее первой — на сегодня объем финансирования плана из антикризисного фонда правительства оценивается авторами документа в 150 млрд против 220 млрд руб. в первой версии документа. Еще 310 млрд руб. приходится на уже утвержденные в бюджете 2016 года кредиты Минфина регионам, а мероприятия общей стоимостью около 270 млрд руб. приведены в плане с оговоркой: "Объем и источник финансирования будут определены в ходе исполнения бюджета".
Таким образом, в сравнении с первоначальными оценками Белый дом зарезервирует около 70 млрд руб. средств антикризисного фонда. Судя по изменениям в составе документа, балансировка достигнута в большей степени за счет перераспределения антикризисных мер по источникам финансирования, нежели за счет сокращения крупных трат правительства: меры, вычеркнутые из него в последней редакции, совокупно стоят около 10 млрд руб.
Так, одной из самых дорогих мер, которых нет в последней версии плана, стала программа обновления санитарного транспорта ценой около 5 млрд руб.— ее предполагалось финансировать за счет сокращения дотаций фонду ОМС. Также исключены из плана предложенное Минтрансом субсидирование электричек для льготных категорий граждан на 2,7 млрд руб., нулевой НДС на пригородные перевозки и сохранение однопроцентного налога на инфраструктурное имущество РЖД, создание агентства по технологическому развитию на 0,8 млрд руб. и программа Минтруда по поддержке трудовой мобильности населения на 0,5 млрд руб. Из антикризисных инициатив, предполагавших бюджетное финансирование, в плане больше не упоминается идея докапитализации банков — предельно речь шла о 25 млрд руб. из средств, перечисленных АСВ еще из бюджета 2014 года. В свою очередь, одной из самых дорогих новаций последней версии плана стала поддержка Минстроем региональных программ комплексного освоения территорий в рамках программы "Жилье для российской семьи" (20 млрд руб. из бюджета, источник средств не указан).
Также выделяется идеологический блок регуляторных предложений Минфина и ФНС по поддержке малого бизнеса: двукратное повышение порога, ниже которого бизнес может применять упрощенную систему налогообложения, учет динамики кредитования малого бизнеса в оценке эффективности госбанков и поддержка экспорта продукции малого предпринимательства на уровне регионов.
Новым пунктом стала предложенная социальным блоком правительства возможность выплаты части материнского капитала наличными (из бюджета, объем и источник средств не указан). Остальные изменения, касающиеся идей социального блока, выглядят скорее косметическими: так, поддержка самозанятых граждан, ранее упоминавшаяся в нескольких пунктах антикризисного плана, теперь сведена в один, при этом в нее добавлена защита от утраты патента при "несвоевременной уплате налога", но вычеркнута идея вычета страховых взносов из стоимости патента.
Также составители плана отказали Минтруду в нескольких непопулярных мерах — вычеркнута из плана идея ограничения пенсий работающим пенсионерам и норма об ужесточении назначения досрочных пенсий. Кроме того, правительство не будет пересматривать порядок и размер пособий по безработице, а Минздраву придется отказаться от идеи софинансирования санаторно-курортного лечения.
В нынешнем виде план Белого дома фактическим объемом в 150 млрд руб. является следствием основной проблемы правительства в 2016 году. Средства на стимулирование экономического роста (согласно общим представлениям власти о том, как этот рост генерируется федеральными расходами) могут появиться у правительства только в случае радикального (на 2-3 трлн руб. и больше) сокращения расходов бюджета (военных или социальных) или же в случае соответствующего увеличения налогов. Однако перед выборами в Госдуму реальное сокращение расходов может составлять не более 0,5 трлн руб.— по чисто внутриполитическим соображениям. В этой ситуации и Минфину, и Минэкономики, и правительству в целом ничего не остается, как ограничиться умеренными регуляторными послаблениями малому бизнесу — и отказаться удовлетворять запросы и на сокращение, и на увеличение госрасходов. При составлении антикризисного плана на 2017 год эта стратегия уже не сработает — она возможна лишь при наличии Резервного фонда, который в основном будет исчерпан в этом году, или при росте цен на нефть минимум до $60-70 за баррель.