Дальнобойщики застыли на границе
Польша и Россия не согласовали разрешения на автоперевозки
31 января истек срок действия разрешений на автоперевозку и транзит грузов между Россией и Польшей. Переговоры о выдаче новых разрешений пока ни к чему не привели: Варшава настаивает на том, чтобы Москва отказалась от новых норм, запрещающих полякам ввозить в страну грузы из ЕС по обычным двусторонним соглашениям. Россия защищает своих автоперевозчиков, обслуживающих лишь 10% грузопотока. Если стороны в ближайшее время не договорятся, грузопотоки сместятся в Прибалтику и Скандинавию, а транспортные издержки вырастут.
Конфликт вокруг обмена разрешениями на грузовые автоперевозки между Россией и Польшей, срок которых истек 31 января, не разрешился. В пятницу Министерство инфраструктуры и строительства Польши (MIB) отклонило предложение РФ о продлении действия разрешений до 15 февраля. «Временные решения только усугубляют проблемы, а переговоры должны вести к четким решениям»,— пояснил замминистра Ежи Шмит. Сама Польша предложила продлить грузовикам обеих стран срок возвращения в страну регистрации до 15 февраля, РФ согласилась.
По международным правилам страны обмениваются разрешениями на автоперевозку грузов на территории друг друга (так называемые дозволы). Иногда, как в случае с Польшей и Россией, страны также договариваются о выдаче другого типа соглашений — трехсторонних («дозволов для третьих стран»), которые позволяют перевозчикам одной страны фактически обслуживать перевозки грузов из третьих стран на территорию другой. Количество таких разрешений строго ограничено.
Россия и Польша начали переговоры о продлении разрешений в декабре, но Варшава увязала этот вопрос с отменой ряда недавно принятых российских законов (см. “Ъ” от 28 января). Так, в феврале 2015 года вступил в силу новый закон о контроле дорожных перевозок, в ноябре-декабре — подзаконные акты. Как заявляют в MIB, теперь РФ ставит вид перевозки — транзитный или двусторонний — в зависимость от местонахождения отправителя, а не погрузки. «Это лишает польских перевозчиков возможности перевозить грузы на основании общего разрешения на товары, произведенные в Польше в филиале международного концерна, когда документы по товару выставляются головным предприятием, находящимся в другом государстве»,— поясняют в министерстве.
В России ситуацию трактуют иначе. Как поясняет глава Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Андрей Курушин, новые правила лишь устранили недочеты, позволявшие ввозить в РФ грузы из третьих стран под прикрытием льготного режима. «Особенно распространение получила схема, когда груз, вывозимый, например, из Германии, представляется как загруженный из Польши,— отмечает он.— В России польский перевозчик предъявляет обычное двустороннее разрешение, а не специальное разрешение для перевозки груза из третьей страны».
Польские перевозчики занимают до 70% рынка международных транспортировок (если говорить о направлении Европа—РФ), отмечает гендиректор FM Logistic Customs Алексей Мисаилов. «Российское правительство, конечно, хочет поддержать отечественные компании, которые занимают менее 10% на этом рынке»,— поясняет он. Как заявил в субботу замглавы Минтранса Николай Асаул, польская сторона не выдает разрешения, настаивая на том, чтобы «считать все грузы одинаковыми — грузами единой Европы». По его словам, Россия готова обсуждать это, но на изменение межправсоглашения требуется около года и «нельзя ставить ультиматумы и блокировать перевозки».
Конфликт вокруг «дозволов» между Россией и Польшей возникает не впервые, причем порой решение принимается буквально в момент истечения срока. Так, контингент разрешений 2010 года был согласован только 9 марта, а на 2011 год — 2 февраля. Но происходили и полные остановки перевозок из-за отсутствия действующих разрешений, как с середины января по 2 февраля 2011 года. Если стороны вскоре не договорятся, логистические издержки увеличатся, считает Алексей Мисаилов. «Транзитные грузопотоки пойдут через страны Прибалтики, Скандинавии или морем, возрастут запросы на мультимодальные перевозки через порты Балтики»,— прогнозирует он. По его мнению, это одинаково негативно отразится на всех группах товаров.