«Привлекательность такого предложения вызывает сомнения»
Столичное метро ищет рекламного подрядчика за 18 млрд рублей
Московский метрополитен объявил тендер на поиск нового рекламного подрядчика. Согласно аукционной документации, победитель должен будет выплатить транспортному гиганту почти 18 млрд руб. в течение десяти лет. Также в договоре прописано, что метрополитен имеет право индексировать выплаты на уровне инфляции. Если рекламная компания не согласится с предложенными условиями, то договор будет расторгнут. Чрезмерные аппетиты метрополитена и нежелание учитывать текущую ситуацию на рынке могут отпугнуть возможных участников аукциона, уверен президент российского отделения Международной рекламной ассоциации Борис Еремин.
«У меня вызывает сомнения большая привлекательность такого предложения, особенно с идеей корректировки и индексации. Сумма очень крупная. Даже если разделить ее на эти годы, то все равно она очень крупная. Тем более что если кто-то внимательно смотрел, что происходит на московском метрополитене, какое большое количество щитов пустует. Если учесть общую тенденцию на российском рекламном рынке в последние месяцы и не только, тут все очень непросто. Мне кажется, что желание как можно больше заполучить может обернуться против желающих заработать», — считает Еремин.
Велика вероятность того, что желающих участвовать в объявленном метрополитеном конкурсе и вовсе не найдется, полагает директор аналитического агентства «ЭСПАР-Аналитик» Андрей Березкин. В том числе из-за дополнительных условий соглашения, отметил эксперт.
«Те средства, которыми располагают операторы, которые могут заработать на рынке или которые могут занять, весьма ограничены. Поэтому я не думаю, что кто-то из действующих операторов рынка наружной рекламы сможет участвовать в такого рода конкурсе. Одним из условий контракта являются очень серьезные объемы инвестирования. Они не оговариваются в суммах, но они оговариваются в количестве высокотехнологичных рекламоносителей, которые должны быть установлены в метрополитене: это видеостены, видеомониторы различных видов. То есть речь идет об очень серьезных инвестированиях на начальном этапе в инвентарь, в рекламное оборудование», — пояснил Березкин.
Прежний рекламный подрядчик, работавший с московской подземкой, не смог выполнить свои обязательства по договору.
В 2011 году конкурс на размещение рекламы в столичном метрополитене выиграла компания «Авто Селл», «дочка» автохолдинга «Гемма». На тот момент условия контракта отличались от нынешних: столичная подземка требовала 14 млрд руб. в течение пяти лет за право пользоваться рекламными площадями в метро. Выиграв контракт, «Авто Селл» подняла цены на размещение рекламы, но в результате начала испытывать нехватку заказов. В конце 2014 года компания сообщила метрополитену, что не может погасить очередные платежи. В апреле 2015 года «Авто Селл» перестала выплачивать деньги метрополитену, а в августе метрополитен подал на компанию в суд, потребовав возместить неоплаченную сумму по договору в размере 728 млн руб., а также почти 400 млн пеней. Спустя три месяца, 26 ноября, «Авто Селл» подала встречный иск к метрополитену, но в итоге потерпела неудачу. В декабре прошлого года Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск о взыскании с «Авто Селл» 1,13 млрд руб.
Заявки на участие в конкурсе метрополитен будет принимать в течение месяца, а определиться с новым подрядчиком должен будет до 9 марта.