Итоги 2015 года для ПАО «ЧКПЗ» – закономерные результаты работы. 16+
«2015-й был просто потрясающий год. Для нас он был по-настоящему переломным» – о ключевых событиях прошедшего года, общих тенденциях экономики и успешных решениях Челябинского кузнечно-прессового завода – генеральный директор ПАО «ЧКПЗ» Андрей Гартунг:
Прежде всего, следует выделить основные события 2015 года, повлиявшие на всю экономику машиностроительной и металлургической отраслей:
1. Повышение Центральным Банком ключевой ставки в декабре 2014 года практически парализовало любую деловую активность до конца февраля 2015 года. Клиенты остановили платежи, банки задрали ставки, такие инструменты как факторинг практически перестали работать. Для многих предприятий обслуживание долга стало невозможным.
На более длительном промежутке времени, длиною в год, одна только эта мера привела к сокращению продаж грузовых автомобилей минимум на 20 процентов. Это как раз та доля автомобилей, которые продавались в лизинг. Не говоря уже про ж/д вагоны, на которые и так особого спроса не наблюдалось.
Целый ряд предприятий просто перестал существовать. Когда ставки понизят, эти предприятия уже не вернуть.
2. Повышение цен на металлопрокат на внутреннем рынке на 30 процентов в конце декабря 2014/январе 2015 года. Это совершенно отдельная тема.
Приведу несколько фактов по нашим металлургам. Тут следует разделять сортовой прокат и листовой прокат.
– Производители сортового металлопроката (основной объём потребления ПАО «ЧКПЗ»). На этом рынке существует некоторая конкуренция, которая, в целом, обычно позволяет регулировать уровень цен и не допускать монопольно высоких прибылей.
– Производители плоского листового проката – НЛМК, Северсталь, ММК. Текущая рентабельность этих предприятий по EBITDA – одна из самых высоких в мире. О каких проблемах металлургов тут может быть речь?
В частности, традиционно основная доля продаж ММК – внутренний рынок. Эти предприятия в течение 2015 года повысили цены на внутреннем рынке от 30 до 50 процентов по разным клиентам от сопоставимых цен 2014 года.
Удивительно, насколько лоббистский ресурс акционеров трех предприятий превосходит в глазах людей, принимающих решения, интересы целых отраслей промышленности, включая, в том числе, предприятия «Ростеха».
На рынке изделий из листового проката мы традиционно конкурируем с китайцами, в себестоимости колеса лист составляет более 60 процентов, остальное – это импортные высококачественные покупные и зарплата. Весь эффект от девальвации рубля на российском рынке, который могли бы получить потребители грузовых колес, был «съеден» ростом стоимости покупных и листового металлопроката. В результате в некоторые месяцы 2015 года, когда курс евро к рублю снижался, цена листа в евро в России превышала цену листа в евро в Европе. Как вы понимаете, по качеству это совершенно не одинаковые товары.
3. Падение спроса во всех сегментах машиностроения кроме ВПК на 30-50 процентов в 2015 году.
4. Рост цен на импортные товары. К счастью, доля товаров, цены на которые прямо «завязаны» на курсы валют, в нашей себестоимости не превышает 10-15 процентов. Однако это также было очень ощутимо, когда цены на режущий инструмент зарубежного производства взлетели на 40 процентов. Ни для кого не секрет, что в России нет и не появится в ближайшее время качественных товаров для металлообработки (режущий инструмент для высокоскоростных станков, станки с ЧПУ и так далее).
Комбинация этих факторов способна убить практически любое предприятие по металлообработке.
Так и произошло со многим нашими клиентами и конкурентами. Из тех, кто еще не остановил производство, немногие оправятся и смогут работать дальше, тянуть убытки 2015 года в виде долговой нагрузки. Многие до сих пор с убытками 2009 года не разобрались.
Сразу скажу: Мы справились с этой ситуацией. По итогам 2015 года мы по всем показателям закончили год чуть лучше, чем 2014. EBITDA значительно выше, чем в 2014 году.
Мы, конечно, не удовлетворены этим результатом. Учитывая рост цен на все товары повседневного спроса, необходимо повышать зарплаты, а повышали мы недостаточно. Необходимо платить дивиденды акционерам. Однако учитывая внешнюю среду и общую ситуацию, считаю, что отработали мы неплохо.
Почему это стало возможным:
1. Расширение продаж на новых рынках.
Самое главное: мы еще в начале 2014 года сделали ставку на усиление продаж в секторе ВПК. По большей части первый год ушел на преодоление многочисленных бюрократических и организационных технических препятствий. На второй год у нас пошли уже серийные поставки. На данный момент мы сотрудничаем практически со всеми крупнейшими оборонными холдингами, которые потребляют нашу продукцию. Предстоит освоить сотни и сотни наименований новых изделий в 2016 году.
2. Выпуск более сложной продукции и сокращение сроков постановки на производство новой продукции.
В 2016 году мы планируем сократить время освоения до 45 дней, при этом поставить на производство 800 наименований новых изделий за год. 45 дней – это в среднем. В отдельных случаях мы укладывались и в 2 недели, включая время на изготовление штампа.
Плюс, мы не просто предлагаем ту же самую продукцию дешевле, мы выпускаем технически более «продвинутую» продукцию – дешевле. Не секрет, что многие металлоизделия в ВПК выпускаются по чертежам середины прошлого века, когда ещё не было станков с ЧПУ и отдельных технологий в металлообработке. Предприятия ВПК заняты выполнением растущего ГОЗ (государственный оборонный заказ – прим. ред.), освоением новых изделий. Им реально некогда дорабатывать старые изделия, на это просто нет человеческих ресурсов. Мы берем часть инженерной работы на себя и предлагаем решения, которые позволяют увеличить производительность и сократить металлоемкость. В этом плане мы тут одни, кроме нас это никто серьезно не делает.
3. Повышение эффективности и производительности. Приведу несколько примеров:
– Рост цен на режущий инструмент на 30-40 процентов в 2015 году мы почти полностью компенсировали комплексом мер по повышению эффективности использования инструмента. Конечно, дополнительные 30 процентов роста цен на инструмент в начале 2016 года мы уже вряд ли компенсируем.
– Производительность труда за 2015 год у нас увеличилась на 12 процентов. Общий фонд оплаты труда незначительно сократился по сравнению с 2014, при этом выработка на одного сотрудника возросла. На протяжении последних 4 лет мы ежегодно высвобождаем персонал во вспомогательных процессах, в тех, где не создается непосредственно ценность для потребителя. При этом мы набирали основных производственных рабочих, инженеров, продавцов, и итоговая численность почти не изменилась. В 2016 году планируем повышать заработную плату на предприятии, в 2015 индексацию проводили только по отдельным профессиям.
Что касается перспектив ПАО «ЧКПЗ» на 2016 год:
В этом году у нас будет все в порядке.
По состоянию на февраль и по плану производства на март мы идем с ростом 40 процентов к прошлому году. В этом году мы планируем увеличить продажи на 35-40 процентов.
Кузнечные цеха, производство штампов, мехобработка, ремонтное производство – работают в 3 смены либо по ж/д графику 7 дней в неделю. Колесное производство мы переводим на 3-сменный режим работы в феврале, а с марта некоторые участки колесного цеха будут работать 7 дней в неделю.
В колесном производстве рост вызван расширением доли на рынке, мы вытесняем китайские колеса полностью.
В кузнечном производстве в этом году мы начнем серийный выпуск изделий из алюминия – это принципиально новые технологии для нашего завода.
В остальных производствах рост связан с продажами в секторе ВПК и энергетического машиностроения.
Несмотря на кризис, мы также увеличили продажи на рынке комплектующих для грузовых вагонов. Благодаря действиям государства по списанию старых вагонов в этой отрасли намечается даже небольшой рост производства.
В этом году мы также активно начали развивать сотрудничество с Ираном, считаю эту тему стратегически важной для нас.
Что касается перспектив машиностроения и металлообработки, перспективы российского рынка на 2017 год оцениваю как крайне неблагоприятные. В значительной мере в 2016 году спрос в машиностроении и металлообработке, вообще в экономике поддерживается госрасходами. Это и ВПК, и госкорпорации, и даже строительство.
Сейчас есть ощущение, что нефть будет стоить дешевле 40-50 долларов за баррель, а значит, расходы будут сокращать. Здравоохранение и образование сокращать уже некуда, будут сокращать, в том числе, и ВПК. Думаю, при уровне цен на нефть 30-40 долларов за баррель машиностроение еще сократится на 20 процентов в 2016-2017 годах.
Что касается перспектив ПАО «ЧКПЗ» на 3-5 лет, основные точки приложения усилий:
1. Экспорт продукции. В России больше не остается по-настоящему привлекательных сегментов по нашей продукции после того, как мы освоим ВПК. Мы будем развивать экспорт, в том числе, в рамках ВТС. Есть ряд товаров, по которым мы сможем быть конкурентоспособными на мировом рынке. Колесные диски, например.
2. Производство готовых изделий. Уже сейчас мы поставляем целый ряд изделий, готовыми к установке на технику. Мы будем развивать это направление.
3. Внутренняя эффективность. Демографический кризис привел к тому, что предприятия вынуждены вкладывать в безлюдные технологии из-за недостатка рабочих рук. Требуется также серьезно повышать квалификацию, мы будем продолжать активно в это вкладывать.
3. Новые материалы и технологии. В ближайшем будущем, максимум в течение 6-10 лет, в промышленности произойдет настоящая революция. Изменятся полностью подходы и технологии изготовления машиностроительной продукции. Узлы целиком будут печатать на 3D-принтерах. Будет расширяться использование композитных материалов, а использование металла сокращаться. Мы будем внимательно за этим наблюдать, чтобы вовремя вложиться в новые технологии.