Телевидение для Востока
"Геотелекоммуникации" выходят на индийский рынок
Спутниковый оператор "Геотелекоммуникации" и ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) готовятся начать оказывать услуги платного телевидения в Индии. В России компания развивала проект "Далгеоком", который оказывал услуги спутникового ТВ под брендом "Радуга ТВ", но был закрыт из-за проблем с лицензией в конце 2014 года. ГПКС в партнерстве с российскими операторами присматривается еще к ряду зарубежных рынков, в частности в Европе и на Ближнем Востоке, которые становятся все более привлекательными из-за девальвации рубля.
ФГУП "Космическая связь" с партнером прорабатывают вопрос организации ТВ-платформы на Индию (на космическом аппарате "Экспресс-АМ7"), включающей около 30 разнообразных каналов, рассказала "Ъ" заместитель гендиректора по развитию бизнеса ГПКС Ксения Дроздова. Имя партнера она не уточнила, сообщив лишь, что старт проекта должен состояться в середине лета.
Два источника "Ъ" на рынке связи утверждают, что проект в Индии готовит российский спутниковый оператор "Геотелекоммуникации". Председатель совета директоров "Геотелекоммуникаций" Анатолий Зяблицкий подтвердил, что компания находится в стадии регистрации совместного предприятия в Индии для оказания услуг в области вещания и дистрибуции ТВ-каналов, но воздержался от обсуждения деталей.
Ранее "Геотелекоммуникации" оказывали техническую поддержку российскому оператору спутникового ТВ "Далгеокому" (бренд "Радуга ТВ", прекратил вещание в декабре 2014 года из-за проблем с лицензией). Владельцами "Далгеокома" на паритетной основе были шведская MTG и люксембургская Continental Multimedia S.A. Эта компания, так же как и владелец "Геотелекоммуникаций" Geotelecommunications Investments S.A., входит в один холдинг, бенефициарами которого являются граждане РФ, пояснил господин Зяблицкий. Осенью 2015 года Continental Multimedia объявила о запуске телевизионной платформы для Юго-Восточной Европы, Азии, Ближнего Востока и Северной Африки под брендом Terus. Предложив на начальном этапе 24 российских телеканала, компания ориентируется на русскоязычную аудиторию в этих регионах. Распространение пакета осуществляется со спутника ABS 2. "Мы приняли решение развивать зарубежные проекты, потому что, с одной стороны, нам удалось создать хороший продукт "Радуга ТВ", получить очень лояльную и быстрорастущую базу подписчиков, привлечь заинтересованного инвестора, добиться планируемой капитализации в кратчайшие сроки. С другой стороны, к сожалению, мы не смогли преодолеть трудности, связанные с получением лицензии для продолжения вещания",— поясняет Анатолий Зяблицкий.
По данным индийского регулятора TRAI, средние темпы роста телевизионного сектора страны в ближайшие годы составят 15,5% в год, к 2019 году он достигнет 975 млрд рупий ($14,3 млрд по текущему курсу). По словам Ксении Дроздовой, российские компании активно готовятся запускать проекты за рубежом. С конца 2015 года ГПКС вместе с группой компаний «Романтис» работает над телевизионными платформами на Европу ("Экспресс-АМ8") и Ближний Восток ("Экспресс-АМ6"). Летом этого года планируется запустить около десяти российских и зарубежных адаптированных к региональным особенностям ТВ-каналов. Кроме того, ГПКС совместно с компанией "Парус" участвовало в конкурсе на вещательную лицензию в Пакистане ("Экспресс-АМ7"), решение о дальнейшем развитии проекта будет принято в ближайшее время.
Активность российских компаний связана с обновлением группировки ГПКС новыми спутниками связи и вещания, зона видимости которых охватывает недоступные ранее регионы Африки, Азии и Латинской Америки, а также с экономическим кризисом. "Сокращение бюджетов на связь и вещание со стороны российских госорганов, финансового и нефтегазового секторов и прочих заказчиков стимулирует отечественные компании к выходу на зарубежные развивающиеся рынки",— отметила госпожа Дроздова. Причем компании максимально используют возможности стремительно дешевеющей национальной валюты. "ГПКС как естественная монополия заморозила цены на ресурс в 2016 году, это огромное преимущество российских компаний для работы на зарубежных рынках. У них появилось реальное окно возможностей выйти с конкурентными ценами на услуги",— считает Ксения Дроздова.
По мнению регионального вице-президента Eutelsat S.A. Николая Орлова, за счет обновления флота спутников и использования современных зарубежных аппаратов ГПКС стала более привлекательной для иностранных пользователей. "Российским компаниям более привычно работать с ГПКС, возможно, поэтому они используют мощности оператора и за рубежом",— рассуждает господин Орлов. Но он не согласен, что падение рубля дало серьезное конкурентное преимущество ГПКС, использующего "зарубежные спутники, за которые расплачивается не в рублях".