Луч света
Lada X-Ray на тесте «Автопилота»
В 2006 году РФС позвал иностранца спасать отечественный футбол. И через два года наша сборная, ведомая Гусом Хиддинком, показала лучший свой результат за всю новейшую историю. В 2011 году «АвтоВАЗ» заманил британца Стива Маттина нарисовать что-то иное, не в стилистике «баклажан—короткое крыло—низкая торпеда». Уже в августе 2012-го года на Московском салоне был представлен концепт, а с февраля этого года стартовали продажи модели Lada X-Ray — самой симпатичной за всю историю отечественного автопрома.
Чтобы сделать из привлекательного X-Ray еще и успешный коммерческий проект, некоторые злые журналисты советуют «АвтоВАЗу» не отступать от логики, заменив тольятинских конструкторов, а заодно и российских поставщиков. На японских, например. Впрочем, следуя той же логике, под замену рискуют попасть и сами репортеры, замкнув убывающую колонну некомпетентных чиновников, плохих врачей, проштрафившихся полицейских и неэффективных градоначальников.
Прыжки «иксом»
Жаль, что Lada X-Ray при всей своей новизне и необычности — это все-таки компромиссный вариант. И от этого факта отвлечь публику не под силу даже Стиву Маттину, грациозно прыгающему «иксом» во время фотоссесий. А все потому, что X-Ray — автомобиль с оригинальной европейской внешностью, но вторичной «азиопской» начинкой, выбранной в стремлении удержать доступную цену, начинающуюся с 589 тыс. руб. Построенный на платформе Renault Sandero, он позиционируется как компактный городской кроссовер, но в конкурентах у него хэтчбеки Hyundai Solaris и Kia Rio. Так что те, кто, увидев фотографии, начнет сравнивать X-Ray с Nissan Qashqai или Mitsubishi ASX, ошибутся. X-Ray физически меньше, чем фотографически.
Если водитель и передний пассажир могут устроиться здесь свободно, то задним седокам в любом случае придется ужиматься. Сзади вообще и тесно, и тоскливо: ни подлокотников, ни подстаканников, ни регулировок, ни подогрева, ни блоков освещения или кондиционера.
Багажник тоже весьма скромный для городского кроссовера — трем чемоданам в нем уже может и не хватить места. Бюджетный полет мысли выдают и некоторые эргономические решения в X-Ray. Кнопки подогрева сидений, например, спрятаны на боковинах кресел, обнаружить их крайне трудно, как и трудно из-за отсутствия световой индикации потом понять, включен этот подогрев или нет. Хорошо хоть можно прочувствовать пятой точкой. И притом очень быстро. Опустив солнцезащитный щиток, вы, к своей досаде, обнаруживаете там зеркало без створки. Глядя в камеру заднего вида и маневрируя на тесном пятачке, вы наверняка посетуете на то, что недостает графических линий подсказки.
X-Ray — полноценный живой автомобиль, а не мертвый выкидыш нашего автопрома
Жирный плюс
И все же мелкие придирки по оснащению и качеству исполнения на самом деле лишь подчеркивают тот факт, что X-Ray — полноценный живой автомобиль, а не мертвый выкидыш нашего автопрома. Комплектация X-Ray ничем не удивляет, но выглядит достойно не только для продукции «АвтоВАЗа». Компания, очевидно, стремится идти вперед с учетом последних трендов. Менеджерам по продажам Lada не придется опускать очи долу, скажем, на вопрос клиентов о наличии Bluetooth или USB-разъемов, подушек безопасности или круиз-контроля. Более того, у них припасен сильный козырь — система экстренного оповещения о дорожно–транспортном происшествии ЭРА-ГЛОНАСС, которая в теории за считанные секунды передаст координаты попавшего в аварию автомобиля службе спасения.
Жирный плюс новых моделей Lada в том, что они изначально создаются для российских условий. В отличие от большей части продаваемых в стране автомобилей, которые проходят адаптацию. Страшилки, например, про коррозию металла точно останутся вне фольклорного круга покупателей X-Ray. С такой подвеской, как у X-Ray, можно закрыть глаза на плохие дороги. С дорожным просветом в 195 мм — любые лужи по колено.
Послушный в управлении, в меру резвый и экономичный X-Ray впишется и в рваный ритм мегаполиса, и в размеренное провинциальное течение жизни.
Нервный тик
Жирный минус новых моделей Lada в том, что они рассчитаны на целевую аудиторию, привыкшую все прощать отечественной продукции. У X-Ray есть особенности, с которыми, однако, трудно смириться.
Не случайно самым распространенным пожеланием после первых тестов X-Ray стало пожелание «поженить» двигатель 1,8 л с механической трансмиссией. Пока он предлагается только с роботизированной коробкой АМТ, которой на «АвтоВАЗе» очень гордятся, но которая очень мало нравится большинству автомобильных журналистов. Подаваемая как инновационная разработка, трансмиссия АМТ сочетает функционал «механики» и «автомата». Это значит, что в механическом режиме передачи переключаются джойстиком, а в автоматическом работу делают электромеханические актуаторы. 20 алгоритмов в программном управлении контроллера АМТ теоретически позволяют коробке быстро приспособиться под любого индивидуума, оказавшегося за рулем. Но это только теоретически: на практике любой индивидуум уже после первых километров рискует заработать нервный тик от резких и непредсказуемых кикдаунов, а заодно и оглохнуть от воя коробки, перекрывающего все другие сторонние шумы.