«Не хватает потока денег, чтобы закупить новую коллекцию»
С рынка могут уйти около 30% мультибрендовых магазинов
В России могут закрыться около трети мультибрендовых магазинов. По прогнозу Союза русских байеров, в 2016 году в стране будет стагнация на рынке одежды и обуви. Основная причина возможных массовых разорений компаний — резкое падение покупательской способности, отметил директор Союза русских байеров Петр Казарин.
«Идет реальный разрыв кэшевого потока. Закупка сегодня происходит в евро, выручка прошлых сезонов происходила в рублях. Просто не хватает потока денег, чтобы закупить новую коллекцию. Отказ от полной закупки коллекции приводит к закрытию магазина, частичный отказ — к отсортировке старого товара вместе с новым. При падении общей покупательской способности — порядка 15-20% — ухудшение ассортимента приведет к дальнейшему падению», — подчеркнул Казарин.
По прогнозам Союза русских байеров, на плаву удержатся лишь те компании, которые сумели оперативно оптимизировать бизнес за счет пересмотра арендных ставок, кадровой политики и маркетинга. На фоне кризиса рынок ритейла ожидает масштабный передел, считает гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков.
«Рынок будет развиваться по принципу "пока толстый сохнет, худой сдохнет". Мы увидим то, что сейчас происходит в других сегментах розничной торговли, — процесс консолидации рынка, процесс формирования крупных лидеров, которые будут контролировать десятки процентов рынка. Есть такие предпосылки и у ряда международных компаний, очень активно растет H&M. Возможно, это будут некоторые российские компании — это и Melon Fashion Group, и Sela, — которые могут частично захватить рынок», — пояснил «Коммерсантъ FM» Федяков.
Скачки курса валют и падение спроса заставят владельцев магазинов одежды сдерживать рост цен, отмечают эксперты. Ритейлеры не дадут стоимости товаров увеличиться более чем на 10%, считают в Союзе русских байеров. Однако отыграть ценник они постараются тем, что не будут делать высокие скидки в период распродаж. Настоящие сейлы в России — явление и так довольно редкое, а в 2016 году они могут вообще исчезнуть, считает президент инвестиционного холдинга «Финам» Владислав Кочетков.
«Не секрет, что нередко перед распродажами сначала поднимаются цены, чтобы потом с новой повышенной цены дать скидку. То есть на самом деле, распродажей это можно считать с большой натяжкой. Скорее, это некоторая маркетинговая акция, направленная на привлечение в магазин дополнительной аудитории. Более или менее заметные распродажи, где реальные скидки хотя бы 20-30% на широкую линейку, скорее всего, на какое-то время закончатся. О массовых распродажах не будет идти речи», — уверен Кочетков.
Премиальный сегмент рынка одежды и обуви в текущем году может просесть на 20-25%. По данным опроса Союза русских байеров, в 2015 году потребительская модель в этом направлении уже сильно изменилась: теперь в дорогих магазинах россияне предпочитают покупать одну базовую вещь среднего качества — водолазку, шарф или пиджак.