Торжественно не церемонились
В Лос-Анджелесе прошла 58-я церемония вручения наград американской Академии звукозаписи Grammy, которая запомнится не столько именами лауреатов, сколько скандалами.
«”Перевозбужденный или иррациональный, как правило, в результате страстной увлеченности или чрезмерного энтузиазма; в спутанном сознании”. Черт возьми! Что это за слово?» — шутил в Twitter сын Дэвида Боуи Данкан Джонс. Он выбрал словарную статью, посвященную слову gaga, чтобы выразить свое отношение к певице по имени Леди Гага, а вернее, к попурри из песен его отца, представленном ею на церемонии Grammy 15 февраля. От номера, подготовленного исполнительницей для главного музыкального вечера планеты, веяло безвкусицей и холодным коммерческим расчетом. Леди Гага запела «Space Oddity» встык с рекламным роликом Intel, в котором она же играла главную роль. Стоит ли говорить, что певица обошлась без длинного гитарного вступления, которое у Боуи настраивало слушателя на медитативный «космический» лад? А как иначе, если требовалось впихнуть все самые большие хиты и все самые яркие образы музыканта в отведенные по сценарию семь минут?
Родственники Натали Коул, ушедшей из жизни в новогодний вечер, заявили, что удивлены тем, насколько скромным оказалось упоминание о ней в рамках церемонии. Особенно если учесть, что в ее карьере была 21 номинация на Grammy, в девяти из которых она выиграла. Скорбь иногда сильнее здравого смысла, но много ли здравого смысла было в длиннющем выступлении Леди Гаги? Или в песнях Лайонела Ричи, которые исполняли молодые поп-звезды? У него в этом году даже не юбилей. Можно ли объяснить чем-то премьеру нового клипа Гвен Стефани, который просто показали на экранах? Чем-то, кроме интересов ее звукозаписывающей компании. Гвен Стефани — хорошая певица. Но она — одна из многих, и ничего эпохального в ее возвращении нет.
Пиком негативного напряжения, которым была пронизана нынешняя церемония, стало выступление Адель. Без сомнений, долгожданное. Оно было отмечено «техническими проблемами». Ее голос на несколько мгновений стал гораздо тише, потом вернулся. К тому же микрофон, усиливающий звук рояля, упал на его струны. В глазах Адель было отчаяние, голос еще не раз дрогнул. Какие могут быть технические проблемы у главной певицы планеты на главной музыкальной церемонии?
За рамками основного действа тоже все было не слава богу. Пола Маккартни не пустили на одну из after party после церемонии, эта история облетела все СМИ. С ним были Бек и барабанщик группы Foo Fighters Тейлор Хоукинс, тоже далеко не последние люди в музыкальном мире. Троица собралась к Марку Ронсону, но ошиблась клубом и пыталась проникнуть на вечеринку рэпера Тайги. Бдительный охранник клуба проявил нечеловеческую принципиальность, после чего, скорее всего, отправится на биржу труда, вслед за звукорежиссером Адель. Нечто подобное однажды уже случалось. В 1998 году в модное московское «Джаз-кафе» не пустили Мика Джаггера. Но одно дело Россия, лютые 1990-е и все такое, а другое — город, наводненный звездами, и главная ночь шоу-бизнеса.
В этом смешном эпизоде много грустной правды о сегодняшнем дне. Нет, дело не в том, что сэр Пол Маккартни изменился до неузнаваемости. Но в целом по отношению к рэперу Тайге — он житель другой планеты, несмотря даже на клипы с Канье Уэстом и Рианной. Впрочем, есть и веселая правда, состоящая в том, что сэр Пол по-прежнему шляется по вечеринкам.
От церемонии Grammy и сопровождавших ее скандалов осталось ощущение сбоя в системе. Именно о нем говорил в своем выступлении на Grammy глава американской Академии звукозаписи Нил Портнов. Последовательный критик музыкальных стриминговых сервисов, на нынешней церемонии он сопроводил свой спич картинкой, иллюстрирующей несправедливость расчетов интернет-платформ типа Spotify или Apple Music. «Когда вы слушаете песню в стриминге, все люди, которые ее создавали, получают от этого лишь часть пенни,— сказал Портнов, и на экранах появилась эта самая пенни, из которой вырезали небольшой кусочек.— Вам не кажется, что песня стоит больше пенни?» В прошлом году Портнов был столь же категоричен: «Что если через несколько лет на Grammy вовсе не будет номинации “Лучший новый артист”, потому что талантливые артисты просто не смогут прожить, зарабатывая своим ремеслом?»
Безвкусица трибьютных номеров, провальный сценарий и досадный эпизод с Адель — это то, что было на поверхности. За ними скрывается общая неуверенность шоу-индустрии в своем будущем, страх артистов перед забегами на длинные дистанции, стремление заработать симпатии всех аудиторий и в то же время боязнь потерять своих преданных фанов, покупающих билеты на концерты. И на церемонии вручения Grammy было невозможно не заметить, что музыкальную индустрию трясет не меньше, чем Лос-Анджелес в 1994 году.