"Тонус-клуб" осваивает зарубежье
Сеть открывает точки по франчайзингу
Развивающаяся по франшизе сеть женских спортивных клубов "Тонус-клуб", которая была основана в Петербурге Еленой Коростылевой и Ириной Чирвой в 2003 году, намерена нарастить количество точек и выйти на новые рынки. В 2016 году планируется открыть около 30 новых клубов. Компания ведет переговоры с потенциальными франчайзи из Грузии, Армении, Турции, Болгарии, Польши, Латвии. Аналитики считают, что использование франчайзинга является эффективной стратегией: если бизнес-процессы отлажены хорошо, это позволяет нивелировать влияние сложной рыночной конъюнктуры.
Сейчас у сети "Тонус-клуб" около 150 заведений более чем в сотне городов России, а также в городах Казахстана, Узбекистана и Кипра. В данный момент в Петербурге и Ленобласти насчитывается шесть клубов.
Как рассказал Алексей Сапин, руководитель отдела доверительного маркетинга сети фитнес-клубов "Тонус-клуб", в 2016 году компанией запланировано посещение европейских выставок франшиз во Франции, Португалии и других странах. "Кроме того, мы получаем заявки на приобретение франшизы из Грузии, Армении, Казахстана, Азербайджана, Турции, Болгарии, Польши, Латвии и других стран ближнего и дальнего зарубежья. Впрочем, заграничная экспансия не отменяет активного развития сети в России. Особенное внимание мы планируем уделить городам Дальнего Востока, Сибири, Юга России и полуострова Крым", — рассказывает он. Всего же в течение 2016 года планируется открыть до 30 клубов.
По его оценке, в течение года клубы сети посещают около 500 тыс. женщин. "Спада в продажах абонементов мы не наблюдаем. В кризисные времена потребность женщины тратить деньги на свою внешность не только не уменьшается, но даже значительно повышается", — поясняет господин Сапин.
Площадь одного клуба, как правило, колеблется от 50 до 200 кв. м. Минимальные инвестиции в открытие одного клуба составляют 2,2 млн рублей, срок окупаемости — три-пять месяцев работы.
Вадим Исаков, территориальный директор "БКС Премьер", говорит, что спрос на услуги фитнес-клубов в России в целом снижается на фоне падения реальных доходов населения, однако это по-прежнему растущий рынок. "Если до кризиса темпы роста рынка составляли 20-30% в год, то на 2016 год мы прогнозируем рост в 10-15%. Емкость данного рынка в России в 2015 году превысила $1 млрд. Спрос в основном сосредоточен в Москве и Санкт-Петербурге, в регионах ниша фитнес-услуг по большому счету еще не занята", — рассуждает господин Исаков.
По оценкам Тимура Нигматуллина, аналитика группы компаний "Финам", в рублевом выражении последние три года рынок фитнес-услуг в РФ рос в разы медленнее инфляции. "С одной стороны, открытие новых центров и повышение цен сдерживала высокая конкуренция. С другой стороны, все более заметно сказывается падение реальных доходов населения и переход домохозяйств к "сберегательному" потреблению. Напомню, что по итогам 2015 года реальные зарплаты в среднем по РФ упали на 10% год к году. С этой точки зрения выход на рынок Крыма выглядит вполне логичным шагом, несмотря на значительные риски", — высказывается господин Нигматуллин.