Травматизм в новой редакции
Минтруд переписывает Трудовой кодекс
Минтруд предлагает реформировать трудовое законодательство и усилить роль профилактики для предотвращения несчастных случаев на производстве. Для этого ведомство подготовило новую редакцию Трудового кодекса, которую вчера представило в Общественной палате. При этом министерство претендует на часть полномочий Росздравнадзора. В службе с инициативами Минтруда не согласны — но и само ее будущее остается под вопросом: дискуссия о реформе контрольно-надзорных ведомств в правительстве еще не закончена.
Минтруд предлагает переписать один из разделов Трудового кодекса, чтобы сместить акценты на профилактику травм на производстве — с таким заявлением выступил глава департамента условий и охраны труда министерства Валерий Корж. Об инициативе ведомства он сообщил в ходе "нулевого чтения" проекта поправок, посвященных "совершенствованию механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости".
Напомним, по разным оценкам, от 20 до 40% рабочих мест на российских предприятиях могут оцениваться как "вредные" или "опасные". По данным Роструда, за январь-июнь 2015 года в РФ зафиксировано более 2,7 тыс. несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, в результате травм, полученных на работе, погибли 765 человек. Тем не менее в бюджете Фонда социального страхования этот вид страхования является профицитным — в сумме по нему на депозитах в доверенных банках фонда накопилось около 100 млрд руб. В результате правительство даже обсуждало возможность снижения ставки тарифа для предпринимателей (подробнее см. "Ъ" от 5 августа).
"Мы предлагаем выпустить (Трудовой кодекс) в новой редакции — так, на наш взгляд, будет технологичнее вносить какие-то изменения, чтобы видеть в целом весь текст десятого раздела "Охрана труда"",— заявил господин Корж. По его словам, у работодателей и работников останутся те же права и обязанности, но появятся новые механизмы их реализации. "Предполагается дополнить их сюжетом, связанным с выявлением опасности для жизни и здоровья работника и теми методами, которые должен использовать работодатель, для того чтобы эту опасность жизни и здоровью купировать",— рассказал чиновник. Планируется законодательно закрепить конкретные шаги, которые позволят предприятиям продвинуться по пути профилактики.
Представитель Минтруда также заявил, что задача нового ТК — сблизить нормы трудового и надзорного законодательств. "Мы хотели бы избежать ситуации, в которой работодатель становится витязем на распутье. Например, сейчас около 20 млн работников работают на предприятиях, которые нужно, если формально следовать требованиям Росздравнадзора, остановить, в то время как все требования ТК там выполнены",— отметил он.
Представлявший Росздравнадзор заместитель главы службы Андрей Гуськов на это возразил, что санитарные требования и нормы об охране труда находятся на разных уровнях законодательства и не могут быть объединены. "Кроме того, новая редакция предлагает исключить из статьи о сферах проведения производственного контроля непосредственно сами условия труда. Мы в таком случае останемся полностью без данных о том, что происходит с работником на его месте, за исключением отчетов раз в пять лет",— заметил он и добавил, что, по мнению ведомства, неправильно создавать для травм и профессиональных заболеваний единую процедуру расследования, так как эти происшествия изначально определяются различными факторами. Отметим, что в правительстве продолжается обсуждение реформы контрольно-надзорных ведомств — в частности, предполагается, что вместо Росздравнадзора и Роспотребнадзора будет создана единая служба,— а инициатива Минтруда, возможно, помимо законодательных, учитывает и вероятность заблаговременного перераспределения полномочий реформируемых служб.
Впрочем, представителя работников — главу Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Ивана Мохначука — это изменение не заинтересовало. В своем выступлении он указал на необходимость создать для вводимых законом терминов единые определения. "Не хотелось бы оказаться в ситуации, когда работник и работодатель станут говорить на разных языках",— заявил он.