Концерт не по заявкам
Депутаты не поддержали идею минкульта построить концертный зал
Вчера в краевом парламенте состоялось публичное обсуждение одного из самых капиталоемких региональных проектов — строительства нового здания и реконструкции театра оперы и балета. Глава министерства культуры Игорь Гладнев заявил, что теперь речь идет о возведении универсального концертно-театрального зала в Разгуляе или на Окулова вместо строительства здания для театра. От реконструкции объекта, в котором сегодня размещается учреждение, краевые власти не отказываются — ее они намерены проводить параллельно. Руководство самого театра настаивает на том, чтобы скорректировать разработанный ранее проект Чипперфильда под новую площадку и только потом заниматься реконструкцией. Планы минкульта удивили депутатов — они упрекнули ведомство в непоследовательности и отсутствии приоритетов.
В ходе публичного обсуждения министр культуры Пермского края Игорь Гладнев сообщил, что реконструировать театр оперы и балета планируется в 2016–2018 годах, а построить новое здание — в 2016–2019 годах. Господин Гладнев обозначил необходимость развития музыкальной культуры на территории края, недостаточность репетиционных площадей, неудовлетворительное техническое состояние здания и предписания надзорных органов. Чиновник заявил о необходимости создать условия для концертной деятельности в области академической музыки. Для этого, по его словам, требуется строительство концертно-театрального зала и приведение существующего здания театра в нормативное состояние. Проектная мощность нового объекта составит 1100 мест, малых залов — до 300 мест. Планируется, что в 2016-м и первом полугодии 2017 года будет разработана проектно-сметная документация, вторая половина 2017-го и 2018 год уйдут на проведение строительно-монтажных работ по возведению нового здания, реконструкцию действующего объекта. Обязательным условием при этом являются длительные гастроли театра в течение 2018 года. Игорь Гладнев назвал две площадки под размещение концертно-театрального зала — на Окулова, 14 (площадь 10,8 тыс. кв. м, краевая собственность) и на Ленина, 2а (11,9 тыс. кв. м, муниципальная собственность). Чиновник также добавил, что были проанализированы объекты в других городах и изучен опыт концертного зала в Омске и государственного зала имени Рахманинова «Филармония-2» в Москве.
Заместитель министра строительства и ЖКХ Александр Бондаренко сообщил, что для реконструкции необходимо откорректировать проект, ранее разработанный ОАО «КБ ВиПС» (Санкт-Петербург). Этот проект предусматривал не только реконструкцию, но и возведение пристроя к действующему зданию оперного театра. На корректировку документации будет проведен конкурс, контракт планируется заключить до 1 апреля этого года. В бюджете на это заложено 50 млн руб. Общая стоимость реконструкции театра оценивается в 950 млн руб., строительства нового здания — в 3,3 млрд руб. на 2016–2018 годы. За горизонтом планирования, по словам Игоря Гладнева, потребуется еще 1,25 млрд руб.
Исполнительный директор театра оперы и балета Галина Полушкина поблагодарила господина Гладнева за поддержку проектов реконструкции и нового строительства. Вместе с тем она выразила удивление «новой информацией» о концертных залах в Омске и Москве, которые краевые власти рассматривают в качестве аналогов. Эти проекты, взятые в качестве основы, по ее словам, не подходят для театральных постановок, они являются только концертными площадками. В поддержку министра культуры выступила директор Пермской филармонии Галина Кокоулина: «Я неоднократно была в „Филармонии-2“. Большие профессионалы строили этот зал, он одобрен президентом Путиным. Там проходит абсолютно все, акустика замечательная, поэтому стоит посмотреть этот проект. Чтобы у нас в конце концов уже был концертный зал в городе, который необходим и для театра оперы и балета, и для филармонии, и для академии культуры и искусства, и для других».
Галина Полушкина сформулировала позицию театра и заявила, что «без новой сцены у пермского балета точно нет будущего». Госпожа Полушкина выразила опасения, что артисты театра могут уехать в другие города, добавив, что отток кадров уже сегодня становится катастрофическим. Она пояснила, что при подготовке рабочей документации по проекту бюро Дэвида Чипперфильда и «КБ ВиПС» «стало очевидно», что подрядчик (ВиПС) не выполняет основное условие — во время строительных работ театр не должен быть остановлен. Госпожа Полушкина озвучила предложение возглавляемого ею учреждения — доработать проект Чипперфильда и ВиПС до уровня отдельно стоящего здания: «Это снизит риски потери творческого потенциала театра, потому что не придется закрывать театр на время стройки. Этот проект есть, не надо его придумывать, он замечательно проработан с точки зрения внутреннего наполнения. Все делалось с учетом потребностей нашей труппы, и выбросить это все неоправданно, если не сказать преступно. На доработку не потребуется много времени, начинка есть, нужно проработать внешнюю архитектуру, фасады, местность и решить вопросы привязки к ней». Она также настаивала на том, что сначала должно быть возведено новое здание, только после этого запущена реконструкция.
Руководитель Центра прикладной экономики НИУ ВШЭ Дмитрий Клещев обозначил возможные механизмы реализации проекта. Он обратил внимание на риски, в частности на возможность повторения ситуации с Коми-Пермяцким драматическим театром, увеличение объемов затрат и сроков строительства. Господин Клещев предложил использовать формат государственно-частного партнерства. Архитектор Игорь Луговой заявил, что строить новое здание для оперного театра на отдельной площадке «невозможно и очень опасно», поскольку это приведет к появлению двух театральных трупп, «к многократно усиливающимся проблемам, в том числе технического и эксплуатационного характера». Корректировка проекта Чипперфильда, по его мнению, по сути, станет новым проектом. Господин Луговой высказался за создание нового здания с новой сценой, но на существующей площадке.
На выступления чиновников правительства активной критикой ответили краевые парламентарии. Депутат Олег Жданов заявил, что ничего не услышал о характеристиках объектов. По его мнению, сегодня обсуждаются «три незрелые идеи». Он упрекнул Игоря Гладнева в том, что минкульт «не формулирует четко свое видение и проект, который хочет защитить у депутатов»: «На мой взгляд, сегодня публичные слушания не готовы, в первую очередь, из-за позиции министерства. Вы смешиваете в одном разные объекты. Давайте определимся, в какой последовательности делаем. Но это не прозвучало. Опять все в одни сроки. Мы понимаем, что одновременно ваше министерство и бюджет это не потянут. Есть еще обязательства по речному вокзалу, галерее, зоопарку. Это все конкурентные объекты по отношению театру. И кто за вас определит эту приоритетность? Путин будет решать?» Господин Жданов предложил провести слушания по каждому объекту отдельно. Игорь Гладнев не согласился с упреками в адрес минкульта, заявив, что у его ведомства «есть приоритеты». Он подчеркнул, что с учетом изменившихся сценарных условий сегодня стоит вопрос не о строительстве театра, а о возведении концертно-театрального зала.
Председатель комитета по бюджету Елена Зырянова напомнила, что в перечне объектов капстроительства и других документах «нет ни одного слова о концертном зале». Она также заявила, что необходимо четко определить заказчика проекта, поскольку основные проблемы в реализации краевых проектов заключаются не в финансировании, а в организации и управлении. Претензии госпожа Зырянова адресовала к не присутствовавшим на обсуждении руководителям господина Гладнева из краевого правительства. Депутат Андрей Колесников назвал дискуссию «не очень подготовленной» и призвал чиновников сфокусироваться на чем-то одном. Его коллега Геннадий Кузьмицкий отметил, что обсуждение по строительству концертного зала стало для него «несколько неожиданным». «Публичное обсуждение на основании постановления ЗС, наверно, сегодня не получилось. Снова заходим в нулевое состояние, снова начинаем проектирование», — резюмировал председатель комитета по инфраструктуре Виктор Плюснин, добавив, что вопрос по театру будет вынесен на заседание комитета в феврале.