Игра в индейку
А1 стала совладельцем «Евродона»
Компания А1, инвестиционное подразделение «Альфа-групп», купила 40% в ростовском «Евродоне» — крупнейшем отечественном производителе индейки. При общем снижении потребления мяса в России индейка сейчас самая быстрорастущая категория. Новый совладелец «Евродона» рассчитывает вывести продукцию компании на рынки Азии и Ближнего Востока.
О приобретении доли в ростовском ООО «Евродон» А1 сообщила во вторник. Стороны не раскрыли размер этой доли и другие подробности сделки. Источник, знакомый с ее условиями, говорит, что А1 приобрела 40% — пакет, принадлежащий Brimstone Investments Ltd (зарегистрирована в Белизе). Остальными акционерами «Евродона» являются ее гендиректор Вадим Ванеев (45%) и худрук Мариинского театра Валерий Гергиев (15%). Господин Ванеев говорит, что в результате сделки с А1 структурных изменений в составе собственников компании не произошло. Это может означать, что А1 стала совладельцем «Евродона», купив Brimstone Investments.
«Евродон» — крупнейший производитель и переработчик мяса индейки в России. В 2015 году объемы производства компании составили 47 тыс. т, а доля рынка — 25%. В планах на этот год стоит расширение производственных мощностей до 67 тыс. т. В 2014 году оборот компании, по данным Kartoteka.ru, был 4,75 млрд руб., чистая прибыль — 333,09 млн руб. Менеджер одного из агрохолдингов считает, что бизнес «Евродона» может стоить сейчас 15–20 млрд руб., оценка аналитика БКС Марата Ибрагимова — 13–15 млрд руб. с учетом долга. На конец 2014 года общая сумма долгосрочных и краткосрочных обязательств «Евродона» была около 4,5 млрд руб., следует из бухгалтерского баланса компании. Основным ее кредитором является ВЭБ.
А1 будет выступать партнером «Евродона» по введению новых мощностей и оптимизации бизнес-процессов, говорится в сообщении инвестиционного подразделения «Альфа-групп». «Мы видим высокий потенциал роста предприятия и возможности не только полного импортозамещения, но и выхода на экспортный рынок Азии и Ближнего Востока, где выращивание индейки ограничено условиями, связанными с водой и кормовой базой»,— отметили в пресс-службе А1. На прошлой неделе о начале поставок индейки на рынок ОАЭ объявила группа «Дамате» Наума Бабаева (второй по величине производитель индейки в России): в этом году она планирует произвести около 50 тыс. т мяса индейки, из которых 8% будет отправлено на Ближний Восток.
Интерес инвесторов к бизнесу по выращиванию индейки понятен: эта категория мяса на сегодняшний день является самой быстрорастущей в России, отмечает господин Ибрагимов. «Из-за девальвации рубля виды мяса с высокой долей импорта, например свинина, подорожали, что стало причиной увеличения спроса на индейку»,— пояснил аналитик. По данным группы «Черкизово», потребление индейки в 2015 году выросло в стране на 15%, до 150 тыс. т, притом что общее потребление мяса сократилось в тот же период на 3%, до 10,1 млн т. Глава Мясного союза Мушег Мамиконян оценивает емкость отечественного рынка индейки по прошлому году еще выше — в 200 тыс. т. При этом, отмечает он, потребление этого вида мяса в России пока невелико: если здесь оно составляет 1,5 кг в год на душу населения, то в Европе — это 6–7 кг, а в арабских странах — еще в два раза больше. «В зависимости от того, какой будет макроэкономическая ситуация, выйти на уровень потребления 4–5 кг на человека Россия сможет в течение четырех-семи лет»,— считает господин Мамиконян. Стимулом роста производства, по мнению эксперта, может стать более активное использование индейки в перерабатывающей промышленности, где она будет хорошей альтернативой говядине и свинине.
Еще одним крупным производителем индейки в России в этом году станет «Черкизово»: агрохолдинг еще с 2012 года в партнерстве с Grupo Fuertes (крупнейший производитель индейки в Испании) реализует проект «Тамбовская идейка» стоимостью 7,3 млрд руб. В рамках него до конца года планируется произвести до 50 тыс. т индюшатины. В «Черкизово» обещают, что первая партия мяса индейки появится в рознице и в сегменте HoReCa осенью.