«Ситуация со взятками уже давно представляет угрозу национальной безопасности»
Чиновников-коррупционеров могут приравнять к изменникам родины
Взятку предлагают считать государственной изменой. С такой инициативой выступил депутат Николай Ковалев. Как сообщает ТАСС, единоросс готовит законопроект, который приравняет коррупцию среди высокопоставленных чиновников к измене родине. Сейчас за преступления против государства грозит от 12 до 20 лет тюрьмы, а также штраф до 500 тыс. руб. Отмечается, что госизменой будут считаться также взятки губернаторов, следователей, прокуроров и судей. Заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Максима Митченкова.
— Одобряете ли вы подобную инициативу господина Ковалева?
— Я поддерживаю инициативу своего коллеги, и я помню, что наша фракция «Справедливая Россия» в Государственной думе неоднократно вносила на рассмотрение палаты инициативу, связанную с тем, чтобы приравнять коррупцию к государственной измене. Естественно, мы за эту инициативу, я за эту инициативу, и наряду с этим я полагаю, что необходим еще комплекс мер, направленный на борьбу с коррупцией в сфере высшего чиновничества и чиновничества в целом в Российской Федерации – это, безусловно, возвращение полного института конфискации для коррупционеров в наш Уголовный кодекс, о чем, кстати, говорил не так давно президент Российской Федерации на заседании президентского Совета по противодействию коррупции.
И это, безусловно, наконец-таки ратификация 20 статьи Конвенции ООН против коррупции о незаконном обогащении чиновников и криминализация этого состава преступления. На мой взгляд, комплекс мер действительно помог бы радикально сделать серьезные шаги в сфере борьбы с коррупцией и на стадии профилактики, и своевременного пресечения подобного рода преступлений.
— Господин Горовцов, а что касается именно этой инициативы — приравнять взятку высокопоставленного чиновника к госизмене, не слишком ли суровое наказание получается — от 12 до 20 лет тюрьмы?
— Не слишком, нет. Дело в том, что есть несколько определений Конституционного суда Российской Федерации, где четко сказано, что любой гражданин, поступающий на государственную службу, сознательно берет на себя ряд ограничений, связанных с государственной службой. И мы должны понимать, что, беря взятку, высокопоставленный чиновник наносит серьезный урон и ущерб национальной безопасности нашей страны. И здесь действительно нужны радикальные меры, поскольку ситуация уже давно представляет угрозу национальной безопасности нашей страны.
— А еще поясните, пожалуйста, будут судить нарушителей и за госизмену, и за взятку, или только за госизмену? Потому что там, конечно, разное наказание.
— Это новый состав преступления, который мы должны квалифицировать как именно государственную измену. Санкции установлены, вы их называли, — от 12 до 20 лет лишения свободы. Я к этому добавил бы еще конфискацию имущества обязательно, чтобы неповадно было этим коррупционерам, и они не надеялись, что после отсидки они выйдут, и безбедно будут жить и их внуки, и их дети, и их родственники. Вот это надо, безусловно, пресекать радикальным образом.
— Насколько все-таки будут применяться подобные меры? Потому что идет борьба с коррупцией в стране, и президент об этом постоянно говорит. Но все-таки мы очень редко слышим, что какие-то высокопоставленные чиновники на взятке попадаются.
— Ну, почему, речь идет о коррупционных делах. И таких примеров за последнее время достаточно много. Это и Хорошавин, сахалинский губернатор, это и известная организованная преступная группировка в республике Коми — Гайзер и компания. И многие другие. Я думаю, что это только начало. Эти меры, о которых мы с вами говорим, должны в дополнение к уже имеющимся мерам навести порядок наконец-то в стране. Поскольку, еще раз повторюсь, коррупция в целом давно стала угрозой национальной безопасности Российской Федерации, и нужны действительно радикальные меры.