«Сибирь» потянуло на Кипр
S7 может выйти на местный авиарынок
Группа S7, в которую входят авиакомпании «Сибирь» и «Глобус», рассматривает возможность выхода на авиарынок Кипра, причем в качестве акционера некоего местного перевозчика. При этом после банкротства национального перевозчика Cyprus Airways кипрские власти уже получили несколько заявок на создание авиакомпании от других игроков авиарынка. На острове уже создана Tus Airways, владельцами которой являются граждане США и Кипра.
Группа S7 «интересуется возможностью получения местной лицензии», сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на министра транспорта и коммуникаций Кипра Мариоса Димитриадиса. По его словам, кипрские власти получили заявки от нескольких авиакомпаний на создание местного перевозчика. Причем одна из них была уже одобрена: в феврале Tus Airways начнет полеты с Кипра в Израиль. В пресс-службе группы S7 „Ъ“ подтвердили, что компания действительно проявляет интерес «к участию в акционерном капитале кипрской авиакомпании». Но «такая возможность только обсуждается, о чем и заявил министр».
ЗАО «Группа компаний С7» создано в 2005 году. Основные владельцы — Владислав и Наталья Филевы. В состав входят авиакомпании «Сибирь» (выполняет полеты под брендом S7 Airlines) и «Глобус», служба сервисного обслуживания в аэропортах S7 Service и другие компании. Авиапарк состоит из 58 воздушных судов (Airbus A319, A320, A321; Boeing 737-800, 767-300ER), средний возраст которых — восемь лет. В 2016 году маршрутная сеть насчитывает 132 направления в 26 стран, в структуре перевозок более 80% — Россия и СНГ. Базируется в Москве и Новосибирске. Выручка в 2014 году — 70,7 млрд руб., чистая прибыль — 868,8 млн руб. В 2015 году обслужила 10,5 млн пассажиров.
Сейчас воздушное сообщение между Россией и Кипром максимально либерализовано. В конце 2015 года авиационные власти двух стран договорились о полном снятии ограничений по числу назначенных перевозчиков на регулярных рейсах, сообщила в начале недели Росавиация. Аналогичные условия действовали между Россией и Украиной до полного запрета полетов между двумя странами осенью 2015 года. Предложение либерализовать полеты на Кипр поступило от российской стороны. В ответ кипрское ведомство также предложило Минтрансу разрешить европейским авиакомпаниям выполнять полеты с Кипра в Россию, поскольку авиационное сообщение с островом сейчас ограничено. При этом в начале 2015 года национальный перевозчик Cyprus Airways объявил о банкротстве. Ситуацию усугубил и уход с рынка «Трансаэро», слоты которой на кипрском направлении до сих пор не заняты. Теперь кипрская сторона ждет разрешения от российских властей на начало полетов на остров дочерней компании «Аэрофлота» — «России».
По данным Транспортной клиринговой палаты, в 2015 году российские авиакомпании перевезли на Кипр и обратно 1,2 млн человек. Таким образом, Кипр занял девятое место среди самых популярных зарубежных направлений. Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев напоминает, что совладельцы S7 заявляли об интересе к европейскому рынку еще осенью. При этом, отмечает эксперт, подобные проекты неоднократно рождались не только у «Сибири». Наибольшую активность проявлял «Аэрофлот», но реальную сделку совершили господа Абрамовичи, вошедшие в капитал венгерской Malev, которая впоследствии обанкротилась. Господин Пантелеев считает, что для российских перевозчиков привлекателен европейский рынок, на котором можно получить неплохую доходную ставку и большой потенциал для развития.