Океан прибыли
Кто выиграет и кто проиграет от создания Транстихоокеанского партнерства
Участники Транстихоокеанского партнерства (ТТП) вчера официально подписали соглашение о создании нового торгового блока. Для того чтобы документ вступил в силу, его теперь должны ратифицировать страны, на которые приходится не менее 85% от суммарного ВВП ТТП — то есть в первую очередь США и Япония. Они же, наряду с Малайзией и Вьетнамом, по оценкам экспертов, получат самый большой выигрыш от партнерства. Основным проигравшим будет Китай, компании же из РФ смогут суммарно нарастить доходы на $2 млрд к 2030 году даже без участия России в ТТП.
Вчера в новозеландском Окленде состоялось официальное подписание соглашения о создании Транстихоокеанского партнерства (ТТП). Подписи под документом поставили министры торговли 12 стран — Австралии, Брунея, Вьетнама, Канады, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Перу, США, Сингапура, Чили и Японии. Напомним, соглашение предусматривает медленное — в течение 10-25 лет — но достаточно обширное снижение пошлин на 18 тыс. товарных позиций, а также снятие нетарифных и технических ограничений и расширение доступа на рынки услуг.
Предполагается, что соглашение вступит в силу после того, как его ратифицируют как минимум шесть стран, на которые приходится не менее 85% суммарного ВВП торгового блока (в первую очередь США и Япония). На это отводится два года. В администрации президента Барака Обамы вчера заявили о намерении провести ратификацию до конца 2016 года. "ТТП позволяет Америке, а не таким странам, как Китай, писать правила игры для XXI века, что особенно важно для столь динамичного региона, как Азиатско-Тихоокеанский",— говорится в заявлении президента США.
Позиция некоторых участников, однако, пока неоднозначна, в частности власти Канады накануне заявили, что "подписание не эквивалентно ратификации", часть американских конгрессменов также выступают против соглашения, опасаясь потери рабочих мест в секторах, более уязвимых к дешевому импорту (производство автокомплектующих, стали, легкой промышленности). Впрочем, по данным вашингтонского Peterson Institute for International Economics (PIIE), выигрыш США от соглашения окажется больше возможных издержек: рост экспорта позволит за 15 лет создать около 800 тыс. рабочих мест, при этом в промышленности их будет создано на 120 тыс. меньше, чем без ТТП.
Суммарная выгода от внедрения соглашения (включая эффект от снижения пошлин и снятия нетарифных ограничений, а также роста прямых инвестиций) для всех стран--подписантов составит $465 млрд, а включая не вошедших в ТТП — $492 млрд, подсчитали эксперты центра. Рост доходов США будет номинально сопоставим с таковым в Японии ($131 млрд и $125 млрд к 2030 году, на 0,5% и 2,5% к уровням 2015 года соответственно). Среди остальных участников соглашения наибольший выигрыш получат Малайзия и Вьетнам ($52 млрд и $41 млрд или 7,6% и 8,1% прироста к нынешнему уровню), но заметный рост доходов эти страны увидят лишь после 2025 года, а самый быстрый выигрыш — уже к 2020 году — получит Япония.
По прогнозу PIIE экспорт из США к 2030 году увеличится на 9,1%, Японии — на 23%, Малайзии — на 20%, а Вьетнама на 30%, последние три страны зафиксируют и высокий (более 10%) приток прямых инвестиций. Для стран Азии, не подписавших соглашение, эффект ТТП будет негативным — для Китая он будет эквивалентен потере $18 млрд доходов (0,1%), для Таиланда — $7 млрд (0,8%), для Индии — $5 млрд (0,1%).
России же создание Транстихоокеанского партнерства принесет некоторый выигрыш: к 2030 году прирост доходов при полной реализации ТТП составит $2 млрд в год, или 0,1% ВВП. Соглашение позволит нарастить экспорт из РФ на 0,5%, входящие инвестиции — на 0,1%, исходящие — на 0,2%, следует из доклада. Для сравнения: выгода Европейского союза будет сопоставимой с выигрышем стран--участниц и составит $48 млрд (экспорт увеличится также на 0,5%). В ближайшие годы, однако, влияние ТТП на экономику России будет находиться "в пределах погрешности 0,01%", полагает заместитель главы Минэкономики Станислав Воскресенский. "Важно понимать, что на долю стран, заключающих это соглашение, приходится не более 10% нашей торговли",— отметил заместитель министра, добавив, однако, что "в перспективе компаниям многих стран придется подстраиваться под новые правила, тем более когда речь идет о торговле несырьевыми товарами".