Производители сигарет выдохнули
Российский рынок в прошлом году сократился на 6%
Падение объема российского табачного рынка в 2015 году превысило 6% из-за роста цен на сигареты и снижения покупательской способности. Нарастить долю на сокращающемся рынке в прошлом году удалось трем из пяти крупнейших компаний — Philip Morris International (PMI), "БАТ Россия" и "Донскому табаку". В этом году, по прогнозам PMI, рынок может сократиться еще на 9%, а стоимость сигарет — вырасти на 14%.
В 2015 году табачный рынок в России сократился на 6,2%, до 294,5 млрд сигарет, говорится в опубликованной вчера отчетности PMI. По данным компании JTI, также отчитавшейся вчера, падение составило 6,3%. При этом, отмечает PMI, в четвертом квартале объемы рынка сокращались сильнее, чем в целом по году,— на 8,4%, до 74,6 млрд сигарет. В первом полугодии 2015 года табачные компании при этом ожидали более значительного падения рынка — на 9-12%.
Причиной сокращения рынка табачные компании называют рост акциза и, как следствие, стоимости сигарет на фоне снижения покупательской способности. В 2015 году правительство существенно повысило адвалорную часть табачного акциза — с 8,5% от розничной стоимости сигарет до 11%. В материалах PMI говорится, что вследствие этого за год средняя стоимость ее сигарет выросла более чем на 20%.
Вместе с рынком сокращались и отгрузки табачных компаний. У JTI по году они упали на 11,4%, у PMI — на 0,6% (до 84,42 млрд сигарет). За 2015 год JTI снизила долю рынка в натуральном выражении с 34,9% до 33,6%, у PMI она, напротив, выросла — с 27,4% до 28,4%. По имеющимся у "Ъ" данным Nielsen, у "БАТ Россия" (Kent, Vogue; компания отчитывается за год 25 февраля) за тот же период доля увеличилась с 21,1% до 21,2%, у "Донского табака" (Richmond, "Наша марка") — с 7,1% до 7,5%. Кроме JTI из лидеров рынка снижение доли в прошлом году было также у Imperial Tobacco (Davidoff, West) — с 6,7% до 6,3%.
В JTI снижение отгрузок объяснили усилением конкуренции между участниками рынка в нижних ценовых сегментах, выразившейся, в частности, в запуске продукции с увеличенным количеством сигарет в пачке (см. "Ъ" от 26 января). PMI в своих материалах объясняет рост доли хорошими продажами своих недорогих сигарет — Bond Street и Next. В JTI же говорят, что делали ставку на развитие своих флагманских марок из более высоких ценовых сегментов — Winston, LD, Mevius, Camel, Sobranie и Glamour. "Несмотря на сохраняющуюся тенденцию перехода потребителей на марки нижних ценовых сегментов, Winston остается самым продаваемым сигаретным брендом в России с долей 15,1% всего табачного рынка",— отметил представитель JTI. Другой причиной сокращения отгрузок в компании назвали оптимизацию товарных запасов на складах дистрибуторов. Главный редактор медиагруппы "Русский табак" Максим Королев слышал, что JTI в течение года снижала общие запасы продукции на оптовых складах, стремясь избежать возможного скопления товара со старыми ценами: "Это могло позволить ей собрать больше выручки в валюте в условиях ослабления рубля".
У PMI, несмотря на почти не изменившиеся отгрузки по году, в четвертом квартале они снизились на 13,5%, до 18,6 млрд сигарет. В компании объяснили это той же динамикой, которая прослеживалась в течение всего года: ростом цен, вызванным индексацией акциза, и изменением потребительского спроса в результате ослабления экономики.
В текущем году PMI прогнозирует дальнейшее сокращение табачного рынка в России: как сказал вчера на conference-call с инвесторами гендиректор PMI Андре Калантзопулос, оно может составить 9%. С начала года акциз был снова повышен — адвалорная часть составляет теперь 12% плюс специфическая часть: 1,25 тыс. руб. за тысячу штук. В результате, по расчетам PMI, средневзвешенная цена сигарет может вырасти на 14%, или около 10 руб. за пачку. Из-за нового увеличения акциза компания уже заранее подняла розничные цены на большинство марок своего портфеля на 5 руб. в минувшем ноябре и еще на 5 руб.— в январе. В магазинах товар с новыми ценами может появиться во втором квартале, ожидают в PMI.