Монополии подталкивают к конкуренции
Не меняя принципов тарифной политики
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) собирается отменить рамочный закон о естественных монополиях, заменив его одной главой в законе о конкуренции и правкой методических документов по расчету тарифов. При этом, по словам юристов, участвующих в рабочей группе, сейчас обсуждается возможность сохранения "затратного" метода тарифообразования — притом что ранее ФАС активно отказывалась от наследия ФСТ в этой области. С регулируемыми организациями согласовывать проект планируют позже. Эксперты же настаивают на отказе службы от регулирования локальных сетей в пользу контроля крупной монопольной инфраструктуры.
ФАС собирается написать главу в закон о защите конкуренции, отразив в ней общий подход к тарифной политике, заявил вчера руководитель ведомства Игорь Артемьев на заседании службы и экспертов некоммерческого партнерства (НП) "Содействие развитию конкуренции" (объединяет антимонопольных юристов консалтинговых фирм и крупных холдингов). Новая глава должна будет заменить действующий закон о естественных монополиях (147-ФЗ), принятый в 1995 году,— в нем описаны права и обязанности субъектов естественных монополий и общие принципы их регулирования. Глава ФАС Игорь Артемьев уже выступал с этой идеей год назад — еще до объединения с Федеральной службой по тарифам (ФСТ) летом 2015 года.
Перемены приведут к тому, что "сотни методических актов придется менять", так как они отражают старую стратегию регулирования — постоянного повышения тарифов, добавил господин Артемьев. Как пояснил "Ъ" его заместитель Андрей Цыганов, ФАС уже ведет работу над методичками. Сам текст поправок к закону о конкуренции пока не готов. "Есть какие-то кусочки",— сказал вчера господин Артемьев. Сведут их вместе ФАС и представители НП "Содействие развитию конкуренции". Регулятор просит обратить особое внимание на разработку определения "естественной монополии", правового положения ее субъектов и их соотнесение со специальным отраслевым законодательством, здравым смыслом и накопленным опытом регулирования в этой сфере, говорит участник рабочей группы, партнер бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Наталья Коростелева. Точных сроков правки законодательства в службе пока не называют — это должно произойти быстро, но не в ущерб качеству, пояснил "Ъ" Андрей Цыганов.
При этом действующий принцип "затратного" метода тарифообразования может быть сохранен, рассказала "Ъ" участник рабочей группы, управляющий партнер юрфирмы "Каменская и партнеры" Татьяна Каменская и подтвердил еще один юрист, принимающий участие в обсуждении. Напомним, ранее в ФАС категорично заявляли о необходимости перехода от методик ФСТ — принципа "затраты плюс" — к тарифообразованию по принципу "инфляция минус". Объяснения такому развороту "Ъ" вчера получить не удалось. Разработчики готовы согласовать проект с госмонополиями — но не сразу, а только после того, как регулятор определится с концепцией тарифообразования, рассказала вчера "Ъ" госпожа Каменская.
Среди деталей, которые обсуждались вчера,— создание единого портала тарифных решений. Речь здесь не о принципиальных изменениях, а о более удобном интерфейсе: сейчас решения надо искать в справочных системах и на сайте ФАС, уточняет директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ВШЭ Илья Долматов.
Как считает антимонопольный эксперт "Деловой России" Алексей Ульянов, инициативу ФАС "можно поддержать" — если предусмотреть дифференцированный подход к отраслям и сосредоточиться на регулировании магистральных монополий: транспортных сетей и нефтепроводов. Ведомству следует отказаться от "мелочовки" вроде контроля за локальными тепло- и электросетями — иначе в эти сферы не пойдут инвестиции, в частности не будет развиваться альтернативная энергетика, полагает он.