Учиться уезжать
"Молодые турки" Кекена Эргуна в музее "Гараж"
Выставка современное искусство
Ученик знаменитого театрального режиссера Роберта Уилсона, антрополог по образованию, Кекен Эргун хорошо известен в Европе. "Молодые турки" — его первая выставка в России. Рассказывает ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ.
"Молодые турки" — это политическая матрешка. Начнем с того, что можно только порадоваться за "Гараж", которому удалось привезти подающего надежды автора из Турции в ситуации, когда внешнеполитические связи с этой страной оставляют желать лучшего. (В 2014 году, например, выставка трех украинцев в "Гараже" отменилась в связи с Крымом.) Проект, впрочем, готовился задолго до кризиса, сбитого Су-24 и военных действий РФ в Сирии. Да и сам Эргун, житель Берлина, сегодня далек от политических событий на родине.
Внутри большой куклы скрывается другая, уже непосредственно связанная с содержанием работы. В течение нескольких лет Эргун ездил по разным континентам планеты и снимал детские праздники в турецких школах. Эти школы, организованные религиозным движением "Хикмет", насчитывают около 2 млн учеников по всему миру. В России нет ни одной: как утверждает художник, их запретили в 2006-м (Голландия тоже закрывала такие школы, но ненадолго — с 2008-го по 2010 год). "Хикмет", организация, основанная религиозным лидером Фетхуллахом Гюленом, представляет собой прогрессивный вариант ислама с упором на необходимость веротерпимости и научных знаний. В школах учатся не только мусульмане, но почти всем ученикам, судя по собранным Эргуном интервью, внушается несколько идеализированное, наверное, представление о Турции, стране великих возможностей. Поэтому выпускники нацелены продолжать образование на виртуальной родине и подвергаются национальной перекодировке — ощущают себя "молодыми турками", а не кенийцами или, скажем, американцами. Школы и сам "Хикмет" часто обвиняют в сектантстве, но защитники такого образования говорят, что либеральная версия ислама, наоборот, помогает снизить влияние радикалов.
Широкое распространение школ связано с тем, что "Хикмет" и Гюлен долгое время поддерживали действующего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Члены "Хикмета" проникают в государственные организации и подчас диктуют внутреннюю политику: крупная кампания по борьбе с коррупцией в армии 2009 года связывается с давлением организации. В 2013 году, однако, все изменилось: Эрдоган обвинил "Хикмет" в создании параллельного правительства и попытке государственного переворота. Гюлену пришлось эмигрировать в США, откуда его пытаются экстрадировать турецкие власти. В результате о движении и его лидере не принято разговаривать свободно, и даже берлинец Эргун не исключение: все эти острые сюжеты он не показывает, а на вопросы отвечает осторожно, как на допросе.
Учитывая размах и жестокость репрессий по отношению к инакомыслящим в Турции, художника трудно осуждать, но без всего этого контекста выставка выглядит факультативным и малохудожественным упражнением в составлении архива современности. Эргун, конечно, не мог знать, что "Хикмет" постигнет такая судьба: работа над "Молодыми турками" началась до 2013 года. И за время подготовки акценты сместились настолько, что его инсталляция, со всеми видеоинтервью, картой мира с указанием школ и даже макетом типичного образовательного учреждения выглядит необязательным репортажем с полузакрытыми глазами.