Поток автомобилей в Россию резко затормозил
Импорт легковых машин в РФ в 2015 году упал вдвое, приблизительно до 350 тыс. машин, сообщила в пятницу Федеральная таможенная служба (ФТС). Это антирекорд — даже в кризисный 2009 год объем импорта составил 521,3 тыс. машин.
Пиковым по импорту автомобилей стал 2012 год (1,076 млн машин), при этом такие высокие объемы объясняются не только благоприятной рыночной конъюнктурой. В преддверии введения в сентябре 2012 года утилизационного сбора (де-факто компенсировал снижение импортных пошлин в ходе вступления РФ в ВТО) многие автопроизводители поставили в Россию значительно больше машин, чем могли продать в ближайшей перспективе.
При этом с марта 2013 года и до сих пор российский авторынок продолжает последовательно сокращаться. В декабре 2014 года произошел первый резкий обвал рубля, а затем осенью 2015 года — еще один, что сильно ударило по импорту. На этом фоне государство пытается стимулировать продажи, но только тех автоконцернов, кто выпускает машины в стране. Дополнительно осложняет ситуацию для импортеров необходимость установки на новые модели отечественной навигационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" (см. "Ъ" от 4 февраля).
В таких условиях автоконцерны с каждым годом теряют интерес к российскому рынку и перестают поставлять сюда импортные модели — либо переходят на систему предзаказа, либо уходят с рынка вообще. В частности, полностью прекращены поставки Seat, Opel, непремиальных моделей Chevrolet. Только по предзаказу спустя месяцы можно получить Honda. В целом в 2015 году из продажи исчезли около полусотни в основном импортируемых моделей, в частности три модели Toyota — Auris, Verso и Venza, Volkswagen Scirocco и Touran, Subaru Legacy, Skoda Fabia и Roomster, Citroen C1 и C4.