Победа будет. За кем?

Кампания по выборам в Госдуму вступила в фазу закулисных переговоров и «разметки» политического поля. Расклад изучала Ольга Филина

В России набирает обороты очередная избирательная кампания: партии проводят съезды и совещания, действующие депутаты подправляют избирательное законодательство, политологи строят прогнозы. И все это на фоне кризиса, который обещает окрасить единый день голосования, 18 сентября, в особо яркие тона. Шутка ли сказать: сегодня результаты даже "Единой России" на грядущих выборах в Госдуму кажутся непредсказуемыми, ведь на этот раз с партией власти будут бороться не только левые и правые, но еще и независимые кандидаты-одномандатники. В предвыборных раскладах разбирался "Огонек"

Кому-то из номенклатуры придется переступить через "Единую Россию", чтобы попасть в Госдуму

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Ольга Филина

Этот год не только кризисный, но еще и выборный: осенью страна будет голосовать за новую Госдуму, а несколько регионов — выбирать себе законодательные собрания и глав. С учетом того, как шумно прошла кампания 2011-2012 годов, от нынешней тоже многого ждут.

И готовятся к ней заранее. "Единая Россия" уже осуществила первый серьезный подход к предвыборной тематике — провела начальный этап XV съезда партии, на котором обновила свой высший и генеральный советы фактически на треть. Из партийного истеблишмента ушли такие известные деятели, как вице-премьер Александр Хлопонин, министры Антон Силуанов и Дмитрий Ливанов, не считая нескольких губернаторов. За масштабной ротацией все наблюдатели тут же углядели предвыборный след... А накануне еще один политический тяжеловес — КПРФ — обсуждал со своими региональными секретарями "стратегию и тактику" на ближайший избирательный цикл. Так что, судя по оживлению внутриполитической повестки, это не фальстарт, а настоящее начало предвыборной гонки, вступившей в крайне интригующую стадию — закулисных переговоров и "разметки" политического поля.

Первые распоряжения

Кстати, о поле. Действующие депутаты вот уже несколько месяцев занимаются его культивацией, внося изменения в избирательное законодательство. Некоторые из их новаций в "тучном" 2012-м, несомненно, вызвали бы большой онлайн- и офлайн-протест, а сейчас — ничего, проходят: обвал рубля очень кстати оттянул на себя всеобщее внимание и стало не до политики. Только первые лица еще говорят об этом. Как, например, глава администрации президента Сергей Иванов: "Важно, чтобы доступ в парламент был надежно перекрыт для экстремистов и радикалов всех мастей"...

В конце января на таком фоне были приняты поправки в закон о работе наблюдателей на выборах. Затронуть тему наблюдателей изначально хотели коммунисты, но после доработки их инициативы (ограничить количество наблюдателей от партии или кандидата на одном участке пятью людьми) коллегами из "Едра" отказались от собственного детища. Причин несколько: во-первых, количество наблюдателей в окончательной редакции закона сократилось до двух, во-вторых, перебрасывать их с участка на участок теперь нельзя (то есть прощай мобильные бригады) и, наконец, в-третьих, все личные данные (включая телефон и место жительства) наблюдателей, прикрепленных к конкретному участку, требуется высылать избиркому не позднее чем за три дня до голосования. Последний фактор, как выяснилось, больше всего беспокоит ту же думскую оппозицию. Запугать наблюдателя, заблаговременно зная о нем и где живет, и чем занят,— легко решаемая задача, особенно в малых городах.

В дополнение к этому уже в феврале в Госдуме должно состояться обсуждение нового предложения "Единой России" — внести в КоАП поправки, позволяющие штрафовать "нарушителей общественного порядка на избирательном участке" на сумму от 20 до 40 тысяч рублей. Причем нарушение общественного порядка трактуется крайне широко: как создание неких помех установленной работе комиссии.

Судьба еще одного закона, разрабатывавшегося преимущественно к выборам, оказалась драматичной. Госдума давно планировала приравнять автопробеги к митингам, а возведение палаточных городков назвать пикетированием, но тут возьми да и случись протесты дальнобойщиков из-за "Платона". В народном сознании документ, направленный против совсем других пробегов и пикетов, прочно связался с давлением на "дальнобой". И — не было бы счастья, да несчастье помогло — депутаты включили режим торможения. Закон есть, одобрен профильным комитетом, готов к рассмотрению, только пока не рассматривается: слишком внимательно за ним следят, а нормотворчество в известных случаях требует полумрака.

Еще о политическом законотворчестве. По сведениям СМИ, в правительстве готовится законопроект об изменении порядка финансирования политических партий, набравших более 3 процентов голосов на выборах в Госдуму и претендующих, таким образом, на поддержку из бюджета. Идея в том, чтобы обязать партии возвращать полученные деньги, если они нарушат законодательство о выборах или потратят эти деньги на сомнительные цели. А речь идет о приличных суммах: "Единая Россия", например, в 2016 году получит от бюджета 3,5 млрд рублей, КПРФ — 1,3 млрд, "Справедливая Россия" — 956 млн, ЛДПР — 843 млн...

В качестве утешительного приза всем россиянам, интересующимся выборами, депутаты пообещали обязательные теледебаты партийных лидеров и одномандатников — соответствующий законопроект как раз рассматривается в Госдуме. Ну и еще небольшая радость — наблюдатели теперь могут вести фото- и видеосъемку на участках официально, а удалять их положено только по решению суда. Эксперты "Голоса" и других организаций, впрочем, уверены, что погоды эти "вишенки на торте" не делают и нужны преимущественно для того, чтобы выгодно подать предвыборные законы в СМИ.

Всеобуч

Эдуард Лимонов, объединившись с Игорем Стрелковым, обещал бороться с либералами

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Основательная законотворческая подготовка, между тем, не исчерпывает всей организационной работы в преддверии единого дня голосования. Начнем с того, что в этом году выборы впервые за много лет будут проходить по новой схеме — половина депутатов (225 человек) выдвигается по партийным спискам, а половина — как независимые одномандатники. Значит, требуются новые механизмы агитации и работы с избирателем.

— И, надо признать, это ловкий ход,— считает Алексей Макаркин, заместитель директора Центра политических технологий.— Во-первых, россиянам традиционно приятнее голосовать за людей, чем за партии. Во-вторых, оппозиционные кандидаты в Госдуму уже не могут сетовать, что их отсеивают из-за плохого партбилета: хочешь — выдвигайся сам, как независимый кандидат. И при всем при том для правящей партии никаких потерь, одни выгоды. Напомню, в 2003 году, когда в последний раз проходили выборы по одномандатным округам, "Единая Россия" набрала всего 37,5 процента голосов, но уже в Госдуме к ней примкнуло так много одномандатников, что партия получила не просто большинство мест, как сейчас, а конституционное большинство. И это понятно. Чтобы победить в одномандатном округе, нужно иметь хороший финансовый и административный ресурс, а кроме того, много чего пообещать избирателям. Попав в Госдуму, такой независимый кандидат, конечно, будет заинтересован в сотрудничестве с властью, чтобы сохранить свой статус и получить деньги на реализацию проектов. Вот и выходит: вчерашние одномандатники тут же занимают места в двух очередях — во фракцию "Единой России" и в Минфин, за деньгами.

Еще более беспроигрышно указанная схема должна сработать в кризис, полагает Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики, поскольку распределительная роль центра в турбулентной экономической ситуации только усиливается. У "Единой России", таким образом, появляется реальный шанс, показав даже скромные результаты на выборах и не перегибая с административным ресурсом, на финише, когда страсти поулягутся, все равно выйти победителем гонки.

Впрочем, подстраховка не помешает. Согласно утвержденной в конце прошлого года схеме нарезки избирательных округов, большинство из них теперь являются "смешанными", то есть к части города присоединяется несколько деревень и электорат автоматически становится сельско-городским. Предполагается, что оппозиции и всяческим радикалам в такой ситуации будет сложнее найти точку приложения своих сил: продвинутая аудитория городов окажется разбавлена более консервативными сельчанами и убеждать в своей правоте придется не одну, как раньше, а "две России".

С одномандатниками связана и другая интрига. Избирательная кампания — вещь дорогая, вице-президент Российской ассоциации политических консультантов Петр Быстров полагает, например, что гонка в одномандатном округе потребует от ее участника 50-150 млн рублей в зависимости от региона. Действующий депутат Госдумы Дмитрий Гудков, который на следующий срок хочет избираться как одномандатник, признался журналистам, что заложил на свою кампанию около 45 млн рублей, однако понятно, что для "свежего лица" итоговый ценник окажется куда дороже. А еще нужны навыки, грамотная команда политтехнологов и имиджмейкеров... Где все это взять?

Либералы готовятся: выдвигаются и по партспискам, и по одномандатным округам

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Спрос родил предложение: различные политические силы теперь создают для новичков программы "всеобуча" и финансовой помощи. Символично, например, параллельное существование "Гражданского университета" "Единой России" и "Открытого университета" "Открытой России". Идея двух структур приблизительно схожа: всем желающим погрузиться в мир российской политики предоставляется доступ к обучающим курсам — открытым лекциям, которые читают известные медийные персонажи (часть лекций доступна онлайн), семинарам, брошюрам. Понятно, что в "Гражданском университете" эти лекции читают, например, единороссы Андрей Исаев и Ирина Яровая, а из представителей общественности — журналисты Валерий Фадеев и Дмитрий Киселев. В "Открытом университете" тоже знакомые все лица, только с другого берега: Марат Гельман, Леонид Парфенов, Юрий Сапрыкин... Образы России и российской политики, транслируемые двумя университетами, разительно отличаются, и, по-видимому, любой кандидат, претендующий на понимание жизни в своей стране, должен поучиться и там, и там. Заглянуть, так сказать, в зияющую пропасть.

Для выпускников двух структур (впрочем, и для самообразованцев со стороны) предусмотрено участие уже в непосредственно предвыборных проектах — в "Кандидате" от "Единой России" и в "Открытых выборах" от "Открытой России". "Кандидат" организован по законам популярных ныне реалити-шоу: с отборочными турами, состязаниями участников и определением победителей на праймериз "Едра" 22 мая. Часть из этих победителей может пойти на выборы в Госдуму под знаменами "Единой России" (если не состоят в другой партии), а часть — попробовать себя в качестве одномандатников. В любом случае за время участия в проекте они приобретут не только много важных сведений, но и много важных связей. "Открытая Россия" не партия, а движение и тем не менее свои знамена навязывает всем, кто решится сотрудничать с ее "Открытыми выборами": такой одномандатник должен будет указать, что его кампанию спонсирует Михаил Ходорковский. Даже учитывая возможные репутационные потери, желающие принять помощь точно найдутся, так как им обещана компенсация половины финансовых затрат на кампанию, а также полное юридическое и агитационное сопровождение.

На левых и правых

Очередную правую партию накануне выборов возглавит бизнес-омбудсмен Борис Титов

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Несмотря на все новации, связанные с одномандатниками, и внесенную ими живость в предвыборный процесс, старые проверенные сюжеты тоже не сбрасываются со счетов. Собирается идти в Госдуму и спасать там "человека труда" полпред Уральского федерального округа Игорь Холманских, какие-то активисты в Алтайском крае пытаются продвинуть на депутатское кресло кота Барсика (он, кстати, уже зарегистрировался в проекте "Кандидат" и получил лестный отзыв от губернатора региона Александра Карлина). По традиции зреет раскол в стане либералов: "Яблоко" опять не договорилось с "Парнасом" о формировании единого списка на выборах в Госдуму.

— В последние годы власть потрудилась для того, чтобы усложнить любое объединение любых политических (в первую очередь, демократических) партий или движений,— напоминает Игорь Минтусов, председатель совета директоров "Никколо-М", президент Российской ассоциации политических консультантов.— На выборах в Мосгордуму, например, "Яблоко" все-таки могло объединяться с тогдашним СПС и идти одним списком, а теперь законодательство предписывает: чтобы идти по спискам какой-либо партии, нужно перестать быть членом другой партии. Говоря иначе, цена союза для одной из сторон сегодня равна самоликвидации и сложно кого-то упрекать в несговорчивости. Еще существенней, пожалуй, то, что позиции у либералов по-прежнему шаткие, допустят до выборов тот же "Парнас" или нет — большой вопрос. Пока член "Парнаса" заседает в Ярославской облдуме, партия освобождена от сбора подписей для выборов в Госдуму. А если ярославское собрание распустится досрочно? Как политтехнолог говорю: достаточно трех дней, чтобы провернуть такой трюк — под самым благовидным предлогом распустить отдельную облдуму. Раз этого до сих пор не сделано, то только потому, что пока не надо.

Пока, по-видимому, куда больше опасений у центра вызывают даже не правые, а левые, выигрывающие за счет антикризисной популистской риторики. КПРФ уже сообщила, что пересмотрела размеры и конфигурацию своего "красного пояса": он теперь включает не только Иркутскую, Челябинскую, Свердловскую, Новосибирскую и другие области, но и обе столичные агломерации — Москву и Санкт-Петербург...

Как противоядие натиску левых — опять-таки по традиции — накануне выборов наспех сколачивается правая партия, которую на этот раз обещал возглавить бизнес-омбудсмен Борис Титов. Новый "лидер бизнеса" о своей политической программе говорит мало, но по существу: во-первых, что поддерживает "необходимость изменений в экономике", а во-вторых, что "имеет очень много общих точек с "Единой Россией"". Впрочем, держатели "общих точек" и здесь подстраховываются. Как пояснил первый заместитель руководителя администрации президента Вячеслав Володин еще в декабре, не исключено, что "Единая Россия" окажется "единственной партией, которая пойдет с правой повесткой" на выборы. До конца-то ни на кого положиться нельзя.

Помимо Титова с его "правым проектом" разнообразить политическое меню может еще десяток-другой малых партий и движений, весьма активных на местах. Популярна и патриотическая тематика: снова всплыл Сергей Кургинян с его "Сутью времени", Евгений Федоров с его "Национально-освободительным движением", Эдуард Лимонов, совместно с деятелем самопровозглашенной Донецкой народной республики Игорем Стрелковым создавший "Комитет 25 января" — "объединение национально-патриотических сил". И это не считая уже зарегистрированных партий, вроде "Родины" или "Патриотов России".

Заметим, пока "национальные освободители" готовятся, как пообещал Лимонов, бороться с "ходорковскими либералами", правящая партия, похоже, надеется удержаться над схваткой. Председатель "Единой России" Дмитрий Медведев так вообще сообщил, что в основу предвыборной программы партии (это когда кругом большая политика, правые-левые, патриоты-предатели!) ляжет... проблема ЖКХ. Починять примус на фоне грамотно срежиссированной для других участников кампании "комедии положений" — удобный способ понравиться избирателю. Тут главное, чтобы никто не перепутал роли и не забылся на сцене.

Вся лента