Грузии не стоит рассчитывать на «дорожную карту» по вступлению в НАТО

В альянсе не советуют Тбилиси ждать прорыва в ходе Варшавского саммита

За несколько месяцев до саммита Североатлантического альянса в Варшаве и за день до визита в Брюссель министра обороны Грузии Тинатин Хидашели спецпредставитель генсека НАТО на Южном Кавказе Джеймс Аппатурай сообщил: Тбилиси не получит в ходе Варшавского саммита так называемый Membership Acting Plan (MAP) — план действий по членству в альянсе. Господин Аппатурай объяснил предстоящий отказ тем, что вопрос носит политический характер, который «сложно проконтролировать». В ответ грузинские власти заявили, что их цель — не «дорожная карта», а полноценное членство в НАТО.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

«Будь я представителем страны-кандидата, для меня было бы важно войти в НАТО, а не получить MAP»,— заявил спецпредставитель генсека альянса на Южном Кавказе и Центральной Азии Джеймс Аппатурай в интервью «Грузинскому общественному телевидению». При этом он не объяснил, почему же в таком случае все новые члены НАТО (например, балканские страны) сначала получают MAP и только затем становятся полноценными участниками военно-политического блока.

Джеймс Аппатурай намекнул, что именно в случае с Грузией возникают «политические сложности». «Говоря о том, что МАР все еще нужен, мы подчеркиваем его политический характер. Это реально, хотим мы того или нет»,— признал представитель альянса, после чего дал ценный совет грузинским властям, рассчитывавшим, что Грузия все-таки получит долгожданную «дорожную карту» в ходе саммита в Варшаве. «Думаю, внимание должно быть заострено на практических механизмах и не следует фокусироваться на политическом аспекте — плане действий по членству»,— порассуждал Джеймс Аппатурай, подчеркнув при этом, что по вопросу предоставления Грузии MAP «пока нет согласия». «Честно говоря, это то, что нам сложно проконтролировать,— продолжил он.— Думаю, процесс пострадает, если на всех политических встречах МАР будет называться в качестве цели. Это порождает чувство разочарования»,— предупредил спецпредставитель генерального секретаря альянса, заметив при этом, что рано или поздно «время принятия политического решения настанет». При этом на Варшавском саммите, как пообещал господин Аппатурай, вместо MAP «будет принято сильное заявление по Грузии». «Лучше делать акцент на имплементации (ранее достигнутых соглашений.— “Ъ”), так как получить МАР сейчас не удастся,— отметил чиновник и предупредил:— Не следует смотреть слепо на этот вопрос и превращать его в политический футбол».

На вопрос журналиста, почему члены НАТО не готовы принять политическое решение в пользу Грузии, Джеймс Аппатурай ответил так: «Некоторые боятся, что присвоение МАР вашей стране, без гарантий безопасности, повысит риски для самой Грузии». «Те, кто против, не хотят осложнять жизнь Грузии»,— объяснил спецпредставитель генсека альянса на Южном Кавказе.

Судя по всему, заявление Джеймса Аппатурая — ответ на неоднократные высказывания министра обороны Тинатин Хидашели о необходимости предоставления Грузии «дорожной карты» именно на Варшавском саммите. «Мы настаиваем на этом, и у нас нет иных предложений на столе переговоров с нашими партнерами»,— довольно безапелляционно заявила госпожа Хидашели после одной из встреч с генеральным секретарем НАТО. А выступая осенью прошлого года на международном форуме по безопасности в Тбилиси, она предупредила: в случае отказа НАТО «в стране к власти могут прийти пророссийские силы, и Грузия, возможно, прекратит существование на карте мира».

Впрочем, уже после заявления спецпредставителя НАТО первая женщина—министр обороны кавказской страны сменила тон, дав понять, что принимает новые правила игры. «Наша цель не MAP, а полноценное членство в НАТО, и для этого мы должны сделать все!» — подчеркнула госпожа Хидашели, которая планирует посетить с визитом штаб-квартиру НАТО 9–10 февраля.

Грузинские эксперты не сомневаются, что главная причина отказа в предоставлении Грузии MAP — боязнь еще более обострять отношения с Россией. «Нежелание раздражать Москву — основной мотив лидеров НАТО, в первую очередь Германии и Франции, когда они выступают против предоставления Грузии “дорожной карты”«,— заявил “Ъ” главный редактор независимого военно-аналитического журнала «Арсенали» Ираклий Аладашвили.

Георгий Двали, Тбилиси


Как в Грузии стало больше НАТО

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в августе 2015 года принял участие в открытии военного учебного центра Грузия—НАТО в пригороде Тбилиси. Открывая центр, господин Столтенберг сказал: «В Грузии станет больше НАТО, а в НАТО — больше Грузии». А премьер-министр Ираклий Гарибашвили поспешил заверить: новый объект не направлен против интересов России, а будет служить «исключительно укреплению мира в регионе». Читайте подробнее

Вся лента