«Отток мигрантов оказался естественным демпфером для безработицы»
Максим Кваша о воздействии мигрантов на городскую среду: «Многонациональный город — это совсем другая культура. А мигранты довольно сильно влияют на городскую среду, причем как в положительную сторону, так и в отрицательную. Против прекрасных национальных ресторанов, магазинчиков, услужливых продавцов, ремесленников мы ничего не имеем, а вот если люди не говорят по-русски или ведут себя в большом городе, как принято у них в ауле, кишлаке, нам это, конечно, не нравится. Поэтому это всегда неоднозначная история.
Вторая история — это взаимодействие со структурой занятости и с безработицей. Что такое отток миллиона трудовых мигрантов? У нас экономически активное население — порядка 75 млн человек, из которых что-то около 6%, 3,5-4 млн человек — это безработные. Соответственно, 1 млн уехали, безработица у нас выросла очень слабо, а это значит, что отток мигрантов оказался естественным демпфером для безработицы. Это значит, что в основном наши низкооплачиваемые сограждане нашли работу дворниками, на стройках. Другое дело, что таких граждан, которые готовы идти дворниками или чернорабочими на стройку, в России мало. Предложи нашим радиослушателям пойти поработать на морозе за 15 тыс. руб. в месяц, боюсь, что никто не захочет».
Артем Никитин о патентной системе: «С патентами история такая: действительно, они способствуют легализации, потому что не надо стоять в этих бесконечных очередях, и в принципе стало проще это сделать без дачи взяток и так далее. Более того, отсутствуют теперь квоты, то есть нет ограниченного количества (кстати, это очень важно для безвизовых стран), нет торговли квотами, ведь там же был целый бизнес, связанный с посредническими компаниями, а это огромные-огромные деньги были. Сейчас этот бизнес умер. Есть компании, состоящие из бывших сотрудников миграционных служб и так далее, чтобы получить эти дефицитные квоты, нужно было относить нужным людям определенные суммы денег, чтобы получить легально, вписаться в эти 200 тыс. квот.
Вот в Московской области правительство Москвы открыло гигантский миграционный центр в Сахарово, где электронные очереди, все, как для получения визы, примерно те же условия, только для мигрантов из Таджикистана, например. Кто бы мог подумать один-два года назад, что это может произойти? Они толкались в каких-то там странных помещениях и так далее, а сейчас — вот, держите. Но при этом ввели экзамен по русскому языку, по законодательству, по истории, стоимость патента выросла примерно в два раза, то есть они где-то по 60 тыс. руб. должны за год отдать за этот патент. Соответственно, это, возможно, явилось блоком для того, чтобы по этому патенту работать».