Британия обособляется
Дэвид Кэмерон добился для Великобритании особого статуса в объединенной Европе
24 февраля постоянный представитель Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии при ООН Мэттью Райкрофт официально зарегистрировал в ООН соглашение, достигнутое на минувшей неделе премьер-министром Дэвидом Кэмероном с лидерами остальных государств--членов Евросоюза. Эти договоренности позволяют Британии не участвовать в процессе еще большей консолидации Европы и оставляют за ней право устанавливать жесткие ограничения на получение социальных льгот иммигрантами из других стран--членов ЕС. Регистрация не более чем формальность, однако она имеет важный символический смысл. "Этот шаг не оставляет никаких сомнений в том, что соглашение, достигнутое премьер-министром, является юридически обязательным и имеет необратимую силу в соответствии с международным правом",— отметил Райкрофт. Часть соглашения уже вступила в силу, а оставшиеся положения начнут действовать после проведения референдума летом этого года, если по его результатам Британия останется в составе ЕС.
Председатель Европейского совета Дональд Туск выразил надежду на то, что новое соглашение поможет британцам проголосовать за сохранение членства в ЕС. "(Голосование за выход Британии.— "Власть") изменит Европу навсегда. И изменит в худшую сторону",— заявил он. Похоже, Кэмерону с Туском удалось убедить в этом остальных европейских лидеров — даже представителей Польши, Венгрии, Чехии и Словакии, которые ранее выступали против более или менее серьезного пересмотра статуса Британии в ЕС. Они опасались, что это сильно ударит по интересам граждан их стран, предпочитающих жить и работать в Британии, а не у себя дома. Во всяком случае, соглашение было принято единогласно.
В самой Британии ситуация не такая однозначная. В правящей консервативной партии по вопросу о членстве в ЕС произошел раскол. Он дошел до высших эшелонов власти — правительства и парламента, когда Дэвиду Кэмерону пришлось под давлением оппонентов пойти на серьезные уступки сторонникам выхода страны из ЕС. Поначалу премьер-министр говорил о том, что члены кабинета министров должны либо принять его точку зрения (он сторонник членства в ЕС), либо воздерживаться от публичного высказывания своей, либо подать в отставку. Но после того как это его заявление подверглось жестокой критике, премьер-министр все-таки позволил министрам-противникам членства в ЕС открыто выражать свое мнение.
Противоборство сторон перед референдумом, скорее всего, будет весьма жестким. Ведь на стороне тех, кто желал бы видеть Британию вне ЕС, не только больше похожий на клоуна, чем на политика, Найджел Фарадж из Партии независимости Соединенного Королевства, но и политики вполне настоящие, традиционные и уважаемые — министр юстиции и лорд-канцлер Майкл Гоув, близкий друг премьер-министра, и мэр Лондона Борис Джонсон. Среди сторонников выхода Британии из ЕС также называют министра внутренних дел Терезу Мей. По данным газеты The Times, не менее пяти из 22 министров кабинета воспользуются полученным правом публично выступать за выход страны из ЕС.