«Это управление собственными рисками»

Швейцарские банки следят за офшорами россиян

Швейцарские банки начали проверять, как клиенты из России соблюдают антиофшорное законодательство. Речь идет о выполнении российского закона о контролируемых иностранных компаниях, пишет газета «Ведомости». Менеджеры кредитных организаций требуют от россиян подтверждений, что те сообщили ФНС о своих компаниях за рубежом. Письма и звонки держателям счетов поступили из UBS, Credit Suisse и швейцарского подразделения Rothschild Group, указывают собеседники издания. Партнер компании UFG Wealth Management Дмитрий Кленов ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Натальи Ждановой.

Фото: Arnd Wiegmann/Files, Reuters

— Скажите, почему так получилось, что в Швейцарии проверяется то, как соблюдается российское законодательство? Это какое-то новшество или это нормальная практика?

— Я бы не сказал, что это сугубо отношение швейцарских банков к российскому законодательству. Это скорее управление собственными рисками. Поскольку швейцарские банки были замешаны в скандалах и в Европе, и в Штатах, которые как раз были связаны с уклонением от уплаты налогов, швейцарские банки в каком-то случае были инициаторами этих схем, в каких-то случаях они были лишь соучастниками. Поэтому, безусловно, крупные швейцарские институты, глобальные швейцарские институты стараются соответствовать локальным законодательствам — не только России, но и других стран, где клиенты, которые у них держат счета. Безусловно, законодательство о КИКе и законодательство, например, о валютном регулировании, валютном контроле, безусловно, изучаются со стороны швейцарских банков, им от клиентов требуется соответствие действующим нормам.

— То есть это делается в целях собственной безопасности банка?

— Безусловно.

— Скажите, насколько это осложнит жизнь российским клиентам, насколько проблематично выполнять эту норму?

— Дело в том, что, опять же, не все банки требуют именно соблюдения местных норм и законов. Что касается наиболее крупных институтов, которые действительно очень щепетильно относятся к собственному риск-менеджменту, я бы сказал, что здесь клиенту нужно выбрать — он либо соответствует российскому законодательству по уведомлению о наличии у него зарубежного счета, если это личный счет. Или по уведомлению о наличии у него КИК, если это контролируемая иностранная компания — в этом случае он остается, соответственно, в этих банках. В противном случае ему либо нужно закрывать счет, либо искать альтернативу.

— Обойти эту процедуру никак невозможно?

— Мне кажется, что банки, как правило, делают исключения в каких-то случаях, но по общему правилу будет превалировать соблюдение норм местного законодательства — российского законодательства.

— Можно ли в связи с этим говорить о том, что последует отток российских клиентов из швейцарских банков? Есть ли им альтернатива?

— Мне кажется, альтернатив много, они есть. Другое дело, что все банки — поскольку сейчас очень многие государства перекладывают на банки функцию контроля за чистотой происхождения денежных средств и уплатой налогов с них, — в долгосрочной перспективе любое банковское учреждение будет, так или иначе, проверять эти факторы.

Вся лента