«Люди стали покупать гораздо меньше рыбы»
«Ромир» подсчитал траты россиян на продукты
Траты среднего класса на товары первой необходимости выросли на 17%. Такие данные привел президент исследовательского холдинга «Ромир» Андрей Милехин на одной из сессий продуктового форума в рамках выставки Продэкспо-2016. При этом он отметил, что 40% российских домохозяйств более половины продуктовой корзины воспроизводят сами. Корреспондент «Коммерсантъ FM» Владимир Расулов рассказал подробности ведущей радио новостей Наталье Ждановой.
— Какие цифры привел Милехин конкретно по потреблению, стали ли меньше есть из-за кризиса? Ранее сообщалось, что люди переключаются на продукты эконом-класса.
— Действительно, что-то подобное можно было сказать из выводов исследования «Ромир», в целом, по словам господина Милехина, расходы россиян на еду и в целом на продукты питания и товары личной гигиены выросли на 15%, на 17% — именно первой необходимости. Интересно, что динамика продаж мяса, которое составляет сейчас 20% всех покупок, которые россияне делают в магазинах, в денежном выражении выросла за прошлый год на 14%. Но при этом в натуральном упало на 3%, собственно, связано это с тем, что цены повысились. При этом больше всего россияне тратили на товары отдела бакалеи, то есть хлеб и прочие сопутствующие продукты. И меньше всего стали покупать рыбу — здесь в денежном выражении на 4% выросли объемы продаж, а на 10% в натуральном упали. Соответственно, люди стали гораздо меньше покупать именно этот продукт.
Интересно, что «Ромир» спросил также в декабре россиян о том, как изменилось качество продуктов, связанных с импортозамещением, и опрошенные отметили, что качество овощей и мяса улучшилось, они стали более качественными после того, как ряд продуктов из-за рубежа в Россию теперь не попадает. Не изменилось качество молока, масла и молочных продуктов. И при этом сыры, фрукты, а также рыба и морепродукты в качестве потеряли. Например, 33% отметили, что сыры стали хуже, 20% отметили, что у нас теперь не очень все хорошо с качеством фруктов. Рыба и морепродукты — 19%.
Интересно, что представители «Ромир» поделили всех опрошенных на четыре категории, как люди экономят, они так назвали стратегию экономии, и выяснилось, что 44% россиян — это оптимизаторы, это люди, которые не покупают дорогие продукты, либо берут теперь более дешевые марки, нежели покупали раньше. 26% — это рационалисты, люди, которые стараются составлять списки необходимых продуктов и следовать им. 16% — это так называемые cherry pickers — это люди, которые «снимают вишенку», 50% их покупок — это промо-акции, они выбирают магазины со специальными предложениями и в основном запасаются продуктами там. И 14%, наконец, в категории запасливых — это те покупатели, которые реже ходят за продуктами, чтобы контролировать бюджет, и закупают их впрок.
— Что касается овощей и фруктов, там есть какие-то цифры? Вообще, я заметила, например, что здесь меньше стало всего в магазинах, люди продолжают покупать, несмотря на цены и на то, что качество очень резко испортилось.
— Конкретно, к сожалению, по фруктам отдельных цифр приведено не было. Было отмечено только, что качество фруктов действительно начинает все меньше устраивать россиян, но в основном, как отметили в «Ромире», это связано именно с тем, что очень многие фрукты раньше поставлялись из стран, в отношении которых Россия не вводила контрсанкции, именно поэтому падение качества тоже отмечается, но по ценам, к сожалению, в этот раз исследователи данных не привели.
— Может быть, представители «Ромира» сделали какой-то прогноз, как будет складываться потребительское поведение в текущем году из-за кризиса?
— Конкретных выводов именно по этому году представители «Ромира» не делали, но мне удалось поговорить непосредственно с людьми, которые занимаются продажей этих самых продуктов, и в частности Андрей Даниленко — омбудсмен по вопросам защиты прав предпринимателей в сфере регулирования торговой деятельности — отметил, что эта тенденция, скорее всего, сохранится, и с учетом этого потребительского поведения больше всего, вероятно, выиграют дискаунтеры, поскольку люди чаще всего будут ходить именно в эти магазины.